КБ «Південне» і Байконур: чи можлива співпраця?
21— 24 мая 2019 года в Днепропетровске (ныне Днепр) в легендарном конструкторском бюро «Южное» имени академика Янгеля проходила седьмая Международная конференция «Космические технологии: настоящее и будущее». В ее работе приняла участие и делегация из Казахстана. Наших специалистов окружили повышенным вниманием. Устроители конференции понимали, что казахстанцы приехали, чтобы убедиться, может ли Байконур рассчитывать на украинские ракеты.
Задача с одним неизвестным
У молодой казахстанской космической отрасли много вызовов, но главным из них всегда был и остается космодром Байконур. Как мы распорядимся этим сокровищем, какие пути развития реализуем? В нашем обществе достаточно противоречивое отношение к отечественному космодрому. Одни видят его в списке главных экологических угроз стране. Другие недовольны присутствием значительного контингента военизированных структур другого государства. Но квалифицированное большинство понимает, какие возможности открывает перед Казахстаном легендарный космодром. Руководство страны и прежде всего Первый Президент Нурсултан Назарбаев с первых лет независимости особое внимание уделяли его сохранению и поиску перспектив. Задача сделать Байконур конкурентоспособным на долгие времена свелась, по сути, к одной проблеме — на космодроме должна была появиться современная ракета-носитель на нетоксичных компонентах топлива с большим потенциалом модернизации. Способная к тому же стать многоразовой. До последнего времени, напомню, основной рабочей лошадкой Байконура был носитель «Протон-М», имеющий выдающиеся характеристики, но, увы, заправляемый зловещим гептилом. Около 600 тонн токсичных компонентов топлива.
В далеком уже 2004 году руководители Казахстана и России, нашего основного космического партнера, озаботились проблемой новой ракеты. Было принято решение о совместных работах в этом направлении. Ядром проекта стала разрабатываемая в России новейшая линейка ракет-носителей «Ангара» модульной конструкции. За счет вложений Казахстана планировалось возвести стартовый комплекс, а Россия отвечала за создание, испытания и поставки ракеты на космодром. Все тогда казалось осуществимым и передовым. Модульная конструкция ракеты давала возможность, комбинируя блоками, создавать ракеты с различной грузоподъемностью. Простота производства позволяла надеяться на успешную коммерческую судьбу проекта. В соответствии с взятыми на себя обязательствами правительство Казахстана выделило на проект 223 миллиона долларов на создание стартового комплекса под «Ангару».
Но на этом позитивная история закончилось. Разработка «Ангары» затянулась, после первых стартов в 2014 году носитель направили на доработку. Казахстан задумался над альтернативой. В 2012 году наши специалисты вспомнили про наследие программы «Энергия-Буран», ракету «Зенит», и стали рассматривать ее как альтернативу «Ангаре». Увы, разразившийся конфликт между Россией и Украиной похоронил эти надежды. И нового носителя на Байконуре нет до сих пор.
Днепропетровский щит империи
Организатор нашего визита в Днепр, конструкторское бюро «Южное», широко известно и в профессиональной среде, и далеко за его пределами. Первый руководитель КБ Михаил Кузьмич Янгель, из «плеяды великих», соратник Королева, был выдающимся конструктором и руководителем. На его КБ руководством СССР была возложена задача создать межконтинентальный ракетный щит, защищающий страну от ядерного нападения. В самый разгар холодной войны отрабатываются изделия, изначально рассчитанные на доставку ядерных боевых частей на поле боя и далеко в глубину территории противника. Общественность судила о ракетных победах в основном по достижениям ОКБ-1, возглавляемого Королевым, а работа днепропетровцев проходила в закрытом режиме, как и жизнь самого города. «Королев работает на ТАСС, а Янгель — на всех нас», — шутили в те годы ракетчики. КБ и Южный машиностроительный завод вместе насчитывали в те годы несколько десятков тысяч работников. Создали всю необходимую социальную и производственную инфраструктуру. Все, что могла дать в те годы наша общая страна, было в распоряжении днепропетровских ракетчиков.
«Я недавно был на заводе, там ракеты выпускаются как сосиски из автомата», — сказал с трибуны партийного съезда Никита Хрущев. Речь шла о Днепропетровске. Буквально через год разработки КБ прошли жесткое испытание и вошли в историю. Разразившийся Карибский ракетный кризис, драматические дни, затем развязка конфликта — все это происходило вокруг двух моделей ракет, размещенных на острове Свободы, Кубе. Речь идет о Р-12 и Р-14. Если первая могла поразить города атлантического побережья США, то Р-14 накрывала практически всю территорию континентальной Америки.
Сегодня можно увидеть Р-12, ракету, заставившую США считаться с маленьким островным государством, в виде памятника возле военной академии в Гаване. В последующие годы КБ сохранило лидерство в СССР по разработкам боевых комплексов. На вооружение был принят комплекс Р-36. Во второй половине 70-х встала на боевое дежурство легендарная «Сатана», тяжелая ракета РС-20. Создали ракетные комплексы железнодорожного базирования. Параллельно вели разработки для мирного космоса. Для лунного корабля, создаваемого соратниками Королева, в КБ был построен и испытан взлетно-посадочный комплекс. КБ активно включилось в создание первой советской многоразовой системы «Энергия-Буран». Был создан блок «А» этой системы. Сегодня именно он лежит в основе первой ступени носителя «Зенит».
Своими глазами
Конференции с космической тематикой всегда интересное мероприятие, но мы знали, что нас ждет нечто совершенно неповторимое — посещение лабораторий и экспериментальных производств КБ, демонстрация суперсовременных 3D-технологий, стендов. И наши ожидания оправдались. Мы увидели в работе суперкомпьютер HP, позволяющий провести грандиозный по объему расчет показателей изделий в динамически меняющихся условиях. На нем можно спрогнозировать аэродинамические условия стартующей ракеты, состояние параметров топливных потоков в работающем ракетном двигателе. Мы ознакомились с технологией производства изделий путем управляемого взрыва. Нам показали работу современных пяти координатных обрабатывающих центров, без них невозможно производство клапанов и других точных механизмов. Разумеется, мы уделили особое внимание стендовой и испытательной базе КБ, сердцу любой ракетно-космической фирмы. На них моделируются суровые условия космического пространства, вибрации, температурные и акустические нагрузки, возникающие при выводе аппаратов на орбиту. На всем этом первоклассном оборудовании работают преимущественно молодые люди, юноши и девушки, воспитанники профильных украинских и иностранных вузов. Было видно, что КБ напряженно трудится над созданием новой техники.
Для нас, казахстанцев, знакомых с проблемами госфинансирования, было в определенной степени загадкой, откуда КБ черпает ресурсы на столь масштабное и весьма дорогостоящее обновление своих основных фондов. Руководство «Южного» рассказало нам, что главным движущим фактором в развитии предприятия стал выход на миро- вой рынок, коммерческие заказы из разных стран-партнеров. Новинки КБ «Южное» летают сегодня с космодромов США (носитель «Антарес»), европейского космодрома (верхняя ступень легкой ракеты «Вега»), совместно с коллегами из Индии, КНР специалисты работают над новыми двигателями. Проектируется новая линейка ракет «Маяк». Для канадских коммерческих партнеров разрабатывается новый носитель «Циклон-4М». Но нужда в государственном финансировании, конечно, остается. Для исследований и разработок с длительным циклом, для критически важных технологий, делиться которыми не принято.
На встрече с проектантами мы обсудили темы, интересующие Казкосмос и связанные с перспективами Байконура. Это прежде всего сам «Зенит» и тема разработки легкого носителя. Глава «Южного» Александр Викторович Дегтярев, давний друг нашего журнала, очень уважаемый человек в казахстанской космической отрасли, сказал, что все возможности КБ могут быть поставлены на службу новым проектам на таком знакомом и дорогом для всех ракетчиков космодроме. Нужны лишь политическая воля и методичные усилия в этом направлении. В заключительный день конференции мы посетили цеха Южного машиностроительного завода. В гигантском пролете мы увидели корпуса ракет, первые и вторые ступени «Зенитов», первые ступени «Антареса» и «Циклона», два «Зенита», готовые на 90 процентов, и еще один с готовностью 50 процентов. Новые, как говорится, в масле. Непередаваемые чувства. Мы увидели реальные ракеты, способные в кратчайшие сроки стартовать с Байконура и дать ему новую жизнь.
Что можно сказать обо всем этом? Возобновление пусковой программы «Зенит» на Байконуре обеспечит загрузку, работу и реальные доходы нашим казахстанским специалистам, «правому флангу» космодрома, который сейчас уже находится в собственности и под управлением Казахстана. Но главное — «Зенит» может быть модернизирован в многоразовый вариант, как это и задумывали его создатели еще в советские годы. Новая версия «Зенита» потребует решения политических и иных проблем, стоящих сегодня перед Украиной и Россией. Потому что ракета эта, совместное дитя двух стран, разрабатываемая и производимая в Украине, использует компоненты российского производства. Добавлю, запускается в Казахстане. Она может успешно работать только при взаимном понимании и совместных усилиях. РК может сыграть свою уникальную, сближающую роль в этом проекте. С такими мыслями мы и покинули эту гостеприимную страну.
В заключение хочу поблагодарить за прекрасную организацию и сердечное отношение всех коллег из КБ «Южное», «Южмашзавода», Государственного космического агентства Украины. Конференция прошла успешно, ее посетило свыше трехсот участников и гостей более чем из 20 стран мира. В этот раз она была посвящена 65-летию со дня образования Государственного предприятия «Конструкторское бюро «Южное». В ее рамках прошло много интересных мероприятий, в частности, секция No 7 «Исследование Луны и Ассоциация «Лунной деревни». Тема Луны в самое ближайшее время будет ведущей в мировой пилотируемой космонавтике. Еще один объединяющий проект. Как и весь дух встреч на украинской земле.
Нурлан Аселкан, главный редактор журнала «Космические исследования и технологии», специально для «МК», Алматы — Киев — Днепр — Алматы.
Підписуйтесь на нас в Telegram: тут найцікавіші аерокосмічні новини!