Александр Галуненко: “Наш единственный шанс на спасение – решительный манёвр, способный предотвратить катастрофу”
Александр ГАЛУНЕНКО – Герой Украины, заслуженный лётчик-испытатель, заслуженный работник транспорта Украины, первый командир «Мрії».
Я не припоминаю ни одной предвыборной кампании за годы независимости Украины, в которой кандидаты в эшелоны высшей власти не пиарились бы на фоне нашей красавицы «Мрії». Действительно, трудно найти ещё более впечатляющий пример величия и превосходства достижений нашей страны, нашего народа. Ещё труднее – удержать на плаву уникальный самолётостроительный комплекс, использовать максимально эффективно его уникальный потенциал. К сожалению, такую задачу – сохранить и приумножить – давно не ставят перед собой те, кто взял на себя ответственность за самолётостроение. Я имею в виду именно концерн «Укроборнпром».
Если до злосчастного решения в 2015 году о подчинении ГП «Антонов» этому учреждению, анотоновцы ещё созидали и двигались вперёд, то момент переподчинения стал, бесспорно, началом глубокого кризиса самолётостроения. Свою неэффективность такое переподчинение показало достаточно быстро. Коллектив стонал, но верил в победу здравого смысла. Мы знали о своём потенциале, были убеждены в его значимости для экономики страны, её позиций на международной арене. Продолжали работать и тогда, когда это становилось всё сложнее и сложнее. Мы надеялись, что пока не всё потеряно – придут к власти те, кому будет важно сохранить в нашем лице целую отрасль авиастроения. И начнётся процесс возрождения. Однако, воз не только и ныне там, а регресс управления отраслью сегодня уже вышел на финальную стадию. Дальше – точка невозврата.
Молча ждать краха мне и моим коллегам – профессионалам, отдавшим фирме с гордым названием «Антонов» все свои жизни, силы, надежды – не вариант. Сегодня – наш, похоже, что последний шанс достучаться, докричаться до тех, от кого зависит судьба самолётостроения. Не будем переходить на личности и назначать виновных. Сама идея подчинения ГП «Антонов» «Укроборонпрому» убедительно продемонстрировала свою несостоятельность и ошибочность. Давайте будем учиться на своих же ошибках и решительно исправлять их. Пока не поздно. Что мы имеем? С одной стороны – поспешное и явно противозаконное внесение изменений в устав «Антонова» силами давно скомпроментировавшего себя «Укрборонпрома» о создании своего наблюдательного совета для управления (читаем – дальнейшего уничтожения) самолётостроением. Ремарка: «А судьи кто?». Кто будет руководить антоновцами? Те же «казачки засланные», или «мальчиши-кибальчиши» без опыта и образования, но с аппетитами и амбициями? С другой стороны – пошёл логичный процесс наведения порядка в том омуте, которым наслаждались дельцы «Укроборонпрома». Создана государственная вертикаль управления отраслью, назначен вице-премьер-министр-министр по вопросам стратегических отраслей промышленности. Им озвучены первые, но такие долгожданные и обоснованные шаги – например, объединить под своим управлением предприятия авиационно-космического направления, взяв над ними контроль и опеку, разработать стратегию долгосрочной государственной политики в области авиастроения. Господа! Да ведь это же логично! Где «Антонов» и где оборонная промышленность?
Мы всю историю своего существования позиционировались как создатели транспортных самолётов. Предприняли попытки строить гражданские воздушные суда. Но никогда не замахивались на сектор в чистом виде военного самолётостроения. Ни истребителей, ни бомбардировшиков, ни других узкопрофильных исполнителей боевых функций. Да, наши самолёты можно использовать для решения военно-транспортных задач. При этом, основное и приоритетное направление работы наших самолётов – мирные цели. А искать на международной арене партнёров и заказчиков под флагом «предприятие оборонного комплекса» в нашем случае – сверхсложная проблема. И годы, проведённые в составе «Укроборонпрома», доказали на практике абсурдность такого альянса.
Раз уж пошёл логичный процесс создания авиакосмического объединения профильных предприятий вне пресловутого «Укроборонпрома», то почему я и мои коллеги опять обеспокоены? Что теперь не так? А то, что новому объединению не дают сформироваться те, кто так уверенно вёл наши предприятия к краху и банкротству. Мы, авиастроители, понимаем – это похоже на наш последний и решительный бой. Или сможем вырваться из кабального «Укроборонпрома» и объединиться в новую авиакосмическую отрасль или будем окончательно уничтожены и растоптаны.
Могу ли лично я молчать в такой ситуации? Нет. Болит сердце за родное предприятие. Всю свою жизнь я, не жалея себя, участвовал в создании антоновских самолётов. Рисковал жизнью. Достигал результатов. Вместе с удивительно талантливыми людьми – нашими конструкторами, инженерами, производственниками, созидателями. И сегодня молча отдать нашу фирму тем, кто вряд ли знает откуда берётся подъёмная сила и почему самолёт летает?
Послушайте и поддержите нас, профессионалов авиастроения. Дайте возможность коллективу работать там, где его обоснованные позиции – в управлении Минстратегпрома. Уверен – для вывода терпящего бедствие «Антонова» из его сложного смертельного пике – это единственный шанс на спасение: решительный манёвр, способный предотвратить катастрофу.
Підписуйтесь на нас в Telegram: тут найцікавіші аерокосмічні новини!