ВКЛАД УКРАИНЫ В КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ ГАГАРИНА

Головні теми

Николай Митрахов,

«Спейс-Информ»

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет, который продлился 1 час 48 минут.

Украина внесла весомый вклад в это событие, дав миру целую плеяду выдающихся ученых, конструкторов и организаторов.

В их числе:

– руководитель Совета главных конструкторов Сергей Павлович Королев (родился в Житомире);

– главный конструктор ракетных двигателей Валентин Павлович Глушко (родился в Одессе);

– руководитель Командно-измерительного комплекса Андрей Григорьевич Карась (уроженец Харьковской области);

– начальник Центра подготовки космонавтов Евгений Анатольевич Карпов (уроженец Киевской области).

В первом отряде космонавтов, вместе с Юрием Гагариным, проходили подготовку космонавты-украинцы Валентин Бондаренко (родился в Харькове), Павел Попович (уроженец Киевской области), Георгий Шонин (уроженец Донецкой области).

На украинских предприятиях был создан целый ряд технических изделий и систем, обеспечивших успешный полет в космос Ю.А. Гагарина.

1. АВТОБУС ДЛЯ ДОСТАВКИ КОСМОНАВТОВ НА СТАРТ

На стартовую площадку космодрома Байконур Ю.А. Гагарина доставил специально оборудованный автобус ЛАЗ-695Б – производства Львовского автобусного завода.

Когда на технической площадке №2 организовали лабораторию для надевания скафандров и проверки их работоспособности, возникла проблема доставки космонавтов на стартовую площадку №1. Руководство Центра подготовки космонавтов (ЦПК) обратилось на Львовский автобусный завод с просьбой изготовить специальный автобус для перевозки космонавтов, одетых в скафандры. Выбор этого украинского предприятия был определен тем, что на нем выпускали самые лучшие в Советском Союзе автобусы.

Автобус «ЛАЗ» для доставки первых космонавтов на стартовую площадку

Для выполнения заказа был снят с конвейера один из серийных ЛАЗ-695Б, которых выпускалось в то время до 40 в день. Ходовую часть и двигатель оставили серийные. Автобусу сделали высококачественное антикоррозийное покрытие. Очень ответственно заводчане подошли к герметизации салона. Внутри установили специальные кресла для космонавтов, телефон, радио, вентиляторы… Госкомиссия, принимавшая готовую машину, осталась довольна результатом работы автозавода.

Благодаря этому заказу автобус «ЛАЗ» вошел в космическую историю…

2. СИСТЕМЫ ДЛЯ СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА

В московском СКБ Специального машиностроения под руководством главного конструктора В.П. Бармина был разработан уникальный стартовый комплекс, в котором ракета Р-7 не опиралась на стол хвостовой частью, а подвешивалась за силовой пояс с помощью ферменных опор. Всё это размещалось на поворотном круге для наведения ракеты по азимуту. Тут же находились кабель-мачты для подвода коммуникаций к ракете. Внизу стартового сооружения размещались электрические преобразователи, кабели систем управления и телеизмерений, компрессоры, трубопроводы сжатых газов и другое оборудование.

Модель стартового комплекса ракеты-носителя Р-7

Ряд ключевых систем стартового комплекса был изготовлен на украинских предприятиях:

– транспортно-установочное оборудование, отвечавшее за доставку ракеты на стартовую площадку и перевод ее в вертикальное положение, а также кабина обслуживания были созданы на Новокраматорском машиностроительном заводе;

– на Сумском машиностроительном заводе им. М.В. Фрунзе изготовили компрессорную станцию, систему газоснабжения, заправщик керосином;

– Ждановский завод тяжелого машиностроения поставил железнодорожный заправщик перекисью водорода;

– Харьковский завод технологического оборудования изготовил систему обеспечения сжатыми газами.

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

Для ракеты Р-7 «Восток» в московском НИИ-885 были созданы две системы управления (СУ): инерциальная, разработки главного конструктора Н.А. Пилюгина и система радиоуправления, разработки М.С. Рязанского.

Изготовление аппаратуры инерциальной СУ было поручено харьковскому заводу «Коммунар» (директор завода В.Н. Куликов, заместитель главного конструктора М.В. Осипов). Приборы, кабельная сеть и проверочная аппаратура изготавливались с соблюдением специальных требований, направленных на обеспечение их высокой надежности.

Приборы систем управления ракет-носителей, серийно выпускавшиеся на заводе «Коммунар»

На Харьковском заводе электроаппаратуры (директор П.С. Стрелецкий) изготавливались отдельные приборы инерциальной СУ, а также подъемные контакты для ракеты Р-7 и шаговые моторы для аппаратуры космического корабля «Восток».

В изготовлении приборов бортовой СУ радиоуправления принимал участие Харьковский приборостроительный завод им. Т.Г. Шевченко (директор С.И. Оврах).

4. СИСТЕМА ПРИЦЕЛИВАНИЯ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

При разработке инерциальной СУ ракеты Р-7 возникла задача предстартового прицеливания по азимуту гировертиканта СУ, установленного на ракете. Ключевой элемент СУ — гироскопическая вертикаль (гировертикант) был создан в московском НИИ-944 под руководством главного конструктора В.И. Кузнецова.

Схема предстартового прицеливания ракеты Р-7

Начальник Центральной лаборатории киевского завода «Арсенал» и главный конструктор систем прицеливания боевых ракет Серафим Платонович Парняков взялся за решение этой задачи. Он предложил оригинальный метод передачи азимута с помощью геодезических приборов к СУ 2-й и 3-й ступени ракеты с использованием визуально-оптических приборов. Ракета Р-7 «Восток» была оснащена системой прицеливания 8Ш19, разработанной и созданной на киевском заводе «Арсенал» под руководством С.П. Парнякова.

5. МАГНИТОФОН ДЛЯ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ

Специалистами киевского НИИ-110 (НИИ электромеханических приборов) был создан портативный магнитофон «Звезда» для первого космического полета, который позволил в течение часа записывать на проволоку голос космонавта. В космическом магнитофоне был реализован ряд революционных технических решений: компактные размеры, возможность выдерживать большие перегрузки (до 30 G), впервые установлен механизм автопуска, возможность управлять магнитофоном в условиях невесомости. Все слова Юрия Гагарина, произнесенные им во время полета, начиная с эпохального «Поехали!», были зафиксированы магнитофоном «Звезда» киевского производства.

Магнитофон «Звезда» для космического корабля «Восток»

Магнитофон «Звезда» применялся на всех космических кораблях «Восток» и «Восход». Он входил в состав специальной системы радиосвязи “Заря” с аппаратурой, расположенной на космическом корабле и на наземных измерительных пунктах. Головным предприятием по системе радиосвязи «Заря» был московский НИИ радиосвязи. Главный конструктор системы – Ю.С. Быков.

Первым директором и главным конструктором киевского НИИ электромеханических приборов был В.М. Каменев. Заместитель главного конструктора по конструкции магнитофона – В.П. Кукла, по электронике – В.И. Сморчков, инженер-конструктор – Н.В. Тумаркин.

6. БОРТОВАЯ РАДИОИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА ДЛЯ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ И КОРАБЛЯ

Для обеспечения космических запусков по трассе полётов ракет Р-7 была развернута сеть из 12 наземных измерительных пунктов (НИПов), которые объединялись в единый Командно-измерительный комплекс (КИК). Средствами КИКа осуществлялся контроль за полетом ракеты-носителя, движением космического корабля на орбите, состоянием космонавта, а также осуществлялась выдача команд на корабль.

Во время полета Юрия Гагарина измерительный комплекс, созданный под руководством главного конструктора А.Ф. Богомолова, позволил решить задачи радиотелеметрии, контроля траектории полета и состояния космонавта. В состав радиоизмерительного комплекса входила радиотелеметрическая система «Трал», радиолокационные станции траекторных измерений «Бинокль» и угломерные станции фазовой пеленгации «Иртыш». Наземная аппаратура этого комплекса размещалась на стартовой позиции космодрома и измерительных пунктах КИК, а бортовая – на ступенях ракеты-носителя и в приборном отсеке корабля.

Бортовое устройство «Трал-П1» производства Львовского радиотехнического завода

Бортовое устройство «Трал-П1» системы «Трал» и передатчик-маяк «Факел-М» системы «Иртыш» изготавливалась Львовским радиотехническим заводом «Измеритель», позже получившим наименование ЛОРТА.

Один из НИПов, под номером 10, был развернут в Крыму под Симферополем и принимал участие в траекторных измерениях по кораблю и обеспечении радиосвязи с Ю. Гагариным.

7. ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПРИЗЕМЛЕНИЯ ПЕРВОГО КОСМОНАВТА

Летом 1960 года в Крыму, на военном полигоне Чауда в районе Феодосии космонавты первого отряда выполняли тренировочные прыжки с парашютами. Местные условия понравились космонавтам и С.П. Королеву.

Юрий Гагарин на тренировке по прыжкам с парашютом. Феодосия, лето 1960 года

В ноябре 1960 года на базе Феодосийского летно-испытательного центра ВМФ было создано 3-е Управление НИИ ВВС им. Чкалова, а на сухопутном и морском полигонах начались испытания парашютной системы спускаемого аппарата корабля “Восток”. Система приземления спускаемого аппарата имела три парашюта: вытяжной, тормозной и основной. Катапультируемое кресло космонавта было оснащено двумя парашютами: основным и запасным.

В день посадки Ю. Гагарина на высоте семь километров произошло автоматическое катапультирование кресла с космонавтом из спускаемого аппарата. Основной и запасной парашюты обеспечили благополучное приземление космонавта у деревни Смеловка Саратовской области. Спускаемый аппарат приземлился отдельно, в двух км от космонавта.

Спускаемый аппарат корабля «Восток» на месте приземления
Первый снимок Юрия Гагарина после приземления

В сентябре 1961 года в Крыму был организован Феодосийский филиал Научно-исследовательского экспериментального института парашютно-десантного снаряжения. В Крыму стали отрабатываться парашютные системы для следующих космических аппаратов «Восход», «Союз», «Зенит», «Алмаз», «Янтарь». Перед каждым стартом пилотируемых космических кораблей на полигоне Чауда проводились испытания спускаемых аппаратов. Космонавты проходили специальные морские тренировки и в шутку называли Феодосийский залив «космической купелью».

После успешного полета в космос Ю. Гагарина более 500 украинских создателей ракетно-космической техники и 15 сотрудников Академии наук УССР были представлены к высоким государственным наградам.

В Украину после завершения службы прибыли на проживание более тысячи ветеранов космодрома Байконур, среди них и участники запуска Ю.А. Гагарина в космос: А.М. Войтенко, В.Т. Гладченко, А.П. Завалишин, А.Д. Здебский, В.И. Катаев, П.П. Козицкий, Э.С. Магельницкий, Б.Е. Некряч, Г.П. Понамарев, Ю.А. Усенко, В.М. Фесенко, Н.К. Швыдкой. Своим участием в запуске Ю.А. Гагарина они вписали свои имена в эпохальное событие мировой космонавтики.

Учитывая значительный вклад украинских ученых, конструкторов и производственников в научные исследования, создание ракетно-космической техники и внедрение космических технологий в экономику государства Указом Президента Украины Л.Д. Кучмы от 13 марта 1997 года был учрежден профессиональный праздник, отмечаемый ежегодно 12 апреля, как День работников ракетно-космической отрасли Украины.

Підписуйтесь на нас в Telegram: тут найцікавіші аерокосмічні новини!

Поділитися новиною: