Чи вдасться зберегти і розвинути стратегічні галузі

Головні теми

Про стан справ в таких найважливіших для нашої країни сферах, як її оборонно-промисловий комплекс, авіабудування, створення і виробництво ракетно-космічної техніки, про їхні проблеми, можливі шляхи збереження потенціалу галузей в нинішній складній ситуації, про реформування і перспективи розвитку йшлося в ексклюзивному інтерв’ю, яке кореспондент тижневика «2000» взяв в один з недавніх квітневих днів у віце-прем’єр-міністра України — міністра з питань стратегічних галузей промисловості Олега Уруського.

ДАЛІ МОВОЮ ОРИГІНАЛУ (російська)!

Из досье «2000». Олег Уруский родился в городе Чорткове на Тернопольщине 13 апреля 1963 г. В 1985-м окончил Киевское высшее военное инженерно-авиационное училище (факультет авиационного оборудования, специальность – инженер-электрик), после чего шесть лет (1985–1991 гг.) работал инженером в том же военном вузе. Дальнейшая офицерская служба (с декабря 1991 г. по октябрь 1992 г.) проходила в Центре оперативно-стратегических исследований Генерального штаба Вооруженных сил Украины.

В 1993–1996 гг. Уруский – начальник одного из управлений Национального космического агентства Украины, а в 1996–2000 гг. руководил управлением планирования политики оборонной безопасности в аппарате СНБО. С 2000 по 2003 гг. Олег Семенович – первый заместитель председателя Государственной комиссии по делам оборонно-промышленного комплекса; в 2003–2005 гг. возглавлял департамент оборонной, оборонно-промышленной политики и военно-технического сотрудничества в секретариате Кабинета Министров Украины, а в 2005–2006 гг. – первый заместитель министра промышленной политики.

С сентября 2006 г. Уруский на преподавательской работе – профессор в аэрокосмическом университете «Харьковский авиационный институт». В 2014 г. его назначили заместителем генерального директора государственного концерна «Укроборонпром», а в 2015-м (с января по август) Олег Семенович руководил Государственным космическим агентством Украины.

После этого в течение нескольких лет он занимался бизнесом, в т.ч. в 2020-м был директором компании «Прогресстех-Украина», оказывающей услуги инжиниринга и разрабатывающей программное обеспечение для предприятий высокотехнологичных секторов экономики.

О.С. Уруский – доктор технических наук, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники (как участник комплекса работ по подготовке и запуску первого космического аппарата независимой Украины «Січ-1»).

16 июля 2020 г. Верховная Рада утвердила назначение Олега Семеновича Уруского вице-премьер-министром – министром по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины.

Преобразования на марше

– Когда после долгих лет более чем странного отсутствия необдуманно ликвидированного в свое время Министерства промышленной политики в Украине – стране с разнообразной высокоразвитой индустрией – в июле 2020 г. было наконец-то создано Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности, а вы, Олег Семенович, были утверждены его руководителем (в статусе вице-премьер-министра), у тех, кому не безразлична судьба этой весьма важной сферы отечественной экономики, переживающей, мягко говоря, довольно сложные времена, появились надежды на изменения к лучшему в украинском оборонно-промышленном комплексе, авиастроении, ракетно-космической и смежных с ними других стратегических для нашего государства отраслях. Какие из наиболее актуальных задач уже удалось решить?

– Прошедшие с тех пор месяцы – достаточное время, чтобы говорить о том, что из намеченного сделано, а что – нет и почему. Главный вывод: Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины состоялось – и по его формированию, и по выполнению им целого ряда важных задач.

Для нашего министерства были выделены в Киеве помещения в двух зданиях: одно – на улице Лысенко, а второе неподалеку – на соседней улице Ивана Франко. Продолжается комплектование штата министерства, который сегодня составляет чуть более 160 человек. К сожалению, по ряду причин нам не удалось укомплектовать ведомство полностью по штату уже в первом квартале текущего года. Верховная Рада на несколько месяцев заблокировала прерванные из-за коронавирусной пандемии процессы формирования персонала центральных органов исполнительной власти (ЦОВВ). Лишь в марте ограничения были частично сняты, и теперь интенсивно – еженедельно – проводятся конкурсы кандидатов, причем желающих очень много. К примеру, на очередные 13 вакансий в штате министерства было подано свыше 500 заявок, из которых после ознакомления с присланными документами осталось более 400 претендентов, т.е. примерно по 30 человек на одно место.

Параллельно с формированием штата и структуры Минстратегпрома мы одновременно реализуем наиболее приоритетные и неотложные функциональные аспекты деятельности – осуществляем необходимые преобразования, как говорится, на марше.

В июле 2020 г. был принят Закон Украины «Об оборонных закупках», в связи с чем актуальной стала задача по формированию нормативно-правовой базы, необходимой для имплементации данного закона. К концу минувшего года Минстратегпромом было подготовлено десять нормативно-правовых документов, которые уже в текущем году – в марте 2021 г. – были приняты правительством. Минобороны, насколько мне известно, вскоре отработает и свои постановления.

Также наше министерство подключилось к разработке концепции Государственной программы развития авиационной промышленности Украины, рассчитанной на 2021–2030 гг. Напомню, что сроки действия предыдущей такой программы завершились довольно давно – в 2010-м, но госконцерн «Укроборонпром», в систему которого входят предприятия авиационной промышленности, так и не удосужился подготовить и представить в правительство на утверждение очередную государственную программу.

Ныне уже завершен этап общественного обсуждения концепции госпрограммы и ее согласование с различными ЦОИВ. Надеемся, что в ближайшее время мы сможем согласовать уже саму программу и представить ее в Кабинет Министров на утверждение.

Госбюджетные ассигнования по этой программе на 2021 г. не предусмотрены, и потому в нынешнем году затраты на ее финансирование будут осуществляться только за счет инвесторов. А на все последующие годы (с 2022-го по 2030-й) намечается выделять на госпрограмму поддержки авиапромышленности по 2 млрд. грн. ежегодно. При этом отмечу, что соотношение средств из госбюджета и из внебюджетных источников финансирования предусматривается в соотношении 55% на 45%.

Буквально недавно завершена работа над Стратегией развития оборонно-промышленного комплекса Украины. Документ прошел все инстанции и был утвержден на заседании Кабмина. Совсем скоро будет рассмотрен на заседании СНБО Украины и введен в действие указом президента. Стратегия рассчитана на ближайшее десятилетие – до 2030 г.

Однако практическая реализация стратегии преобразования ОПК, к сожалению, породила, неоднозначную ситуацию…

Вместо «Укроборонпрома» – «Укроборонпром»-2 и «Укроборонпром»-3?

– Судя по циркулирующим, в т.ч. в СМИ, информационным версиям, позиция госконцерна «Укроборонпром» и стоящих за ним сил и позиция Минстратегпрома в вопросах реформирования этих отраслей изрядно отличаются. В чем состоят эти противоречия? Что (или кто) порождает проблемы, мешающие оптимально решать актуальные государственные задачи, и как ныне обстоят реорганизационные дела в этой сфере? <Р>

– Когда начало функционировать Министерство, мы проинформировали руководство государства о нашем видении положения дел на таких очень важных направлениях, как оборонно-промышленный комплекс, авиастроение, создание и производство ракетно-космической техники и ряд других, и о предлагаемых путях их реформирования и развития. Наши предложения встретили понимание и были поддержаны президентом Украины Владимиром Зеленским, а также в правительстве и в Офисе президента.

Одной из основных позиций в намечаемой реорганизации стратегических отраслей промышленности стало предложение о создании двух подведомственных министерству холдингов «Аэрокосмические системы Украины» и «Оборонные системы Украины».

Холдинг «Аэрокосмические системы Украины», кроме предприятий Государственного космического агентства, должен был охватывать и предприятия авиационной отрасли и включать ряд холдингов – «Авиационные двигатели», «Антонов» и «Ракетно-космический центр «Южный».

А в холдинг «Оборонные системы» должны были войти несколько структур по различным направлениям разработки и производства вооружений и военной техники – бронетанковое, высокоточное оружие, судостроение, боеприпасное, радарное и т.д.

При этом подразумевалось, что два этих холдинга, подведомственные Министерству по вопросам стратегических отраслей промышленности, сами по отношению к входящим в тот или другой холдинг предприятиям будут выполнять управленческие функции, но – в соответствии с действующим законодательством – не будут вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий.

В целом с таким видением реформ согласен и концерн, однако с некоторым отличием. По логике его руководства выходит, что госконцерн будет «реформировать» себя сам, путем трансформации в «Оборонные системы». По факту тут есть риск создать на месте нынешнего «Укроборонпрома» с его негативным шлейфом в прошлом некие «Укроборонпром-2» и «Укроборонпром-3».

Однако такая реорганизация, с одной стороны, вызовет у населения очередную волну негатива, а с другой – может привести к потере роли государства в процессе реформ и негативно отразится на ее промышленности и экономике в целом.

Конечно, это их позиция, однако тут хотелось бы отметить опыт ряда европейских стран, где, невзирая на построенные рыночные взаимоотношения, государства оставляют за собой ключевую роль в управлении оборонной промышленностью.

Переговоры требуют тишины

– Не так давно президент Владимир Зеленский поставил задачу вывести на околоземную орбиту в 2021 г. космический аппарат «Січ-2-1-30», приурочив запуск спутника, предназначенного для дистанционного зондирования Земли, к 30-летнему юбилею государственной независимости Украины. Но поскольку, как известно, собственного космодрома у нашей страны нет, как ныне нет и своей украинской ракеты-носителя для выведения в космос такого спутника, создание которого завершается в КБ «Южное», возникла естественная потребность в поиске космодрома и компании, обладающей ракетой-носителем и готовой оказать соответствующие космические пусковые услуги. На какой стадии находится этот поиск, как проходят переговоры и о чем уже удалось договориться с потенциальными партнерами? Найдены ли и выделены ли в Украине госбюджетные ассигнования, необходимые для финансового обеспечения доведения в КБ «Южное» до полной готовности летного экземпляра космического аппарата «Січ-2-1» (он же «Січ-2-1-30»), его доставки на космодром, проведения пуска, а также на финансирование управления полетом спутника и получения с него информации? <Р>

– Начну со второй части ваших вопросов по этой теме – о финансировании комплекса работ, связанных с предстоящим выведением на околоземную орбиту упомянутого космического аппарата. 7 апреля Кабмин на своем заседании принял постановление «Некоторые вопросы создания системы «Січ-2-1(30)». Этим постановлением правительство разрешило использовать для финансирования работ те средства, которые остались у КБ «Южное» от программы по созданию ракеты-носителя «Циклон-4». Их должно хватить на проведение необходимых работ с летным экземпляром космического аппарата «Січ-2-30», испытание его систем и на решение технических и технологических вопросов по сопряжению этого спутника с головной частью той ракеты-носителя, которая будет выбрана для выведения космического аппарата на околоземную орбиту. Помимо расходов на доставку этого спутника из Украины к месту старта, к оплате самого пуска добавляются и расходы на его страховку.

Потребуется также выполнить ряд подготовительных работ на наземном комплексе НЦУИКС – Национального центра управления и испытаний космических средств (входящего в систему Государственного космического агентства Украины), откуда будет осуществляться управление полетом выведенного на орбиту «Січ-2-30» и прием с него информации. Эта инфраструктура НЦУИКС была развернута на материковой территории Украины после оккупации Крыма.

Словом упомянутые работы по «Січ-2-30» потребуют достаточно солидных финансовых затрат. О конкретных цифрах сейчас говорить рано. Да и до тех пор, пока не заключен официальный контракт с той компанией, которая возьмется за осуществление запуска украинского космического аппарата, называть те или иные финансовые параметры просто нецелесообразно, ибо это серьезно мешает в переговорах с потенциальными зарубежными партнерами, где в вопросе стоимости пуска позиции двух сторон, естественно, не совпадают.

Один из вероятных вариантов выведение на орбиту космического аппарата «Січ-2-30» – использование для этого возможностей компании Илона Маска (SpaceX), у которой в двадцатых числах декабря 2021 г. есть «окно» для осуществления запуска украинского спутника. Ныне ведутся переговоры, в т.ч. с той компанией, которая продает потенциальным клиентам пусковые услуги SpaceX. И здесь необходимо подчеркнуть – деловые переговоры требуют тишины. «Шуметь» противопоказано до тех пор, пока на заключенном контракте не будут поставлены подписи и печати обеих сторон.

Я акцентирую на этом внимание, так как, к сожалению, в СМИ появились разные комментарии, где назывались те или иные цифры, иллюстрирующие, якобы, стоимость финансовых затрат на комплекс работ, связанных с запуском спутника на орбиту. Однако они были не верными, и об этом уже заявил глава ДКАУ В. Тафтай. Но главное в этой ситуации то, что подобные вещи могут привести к серьезным негативным последствиям для украинской стороны в ее переговорах с потенциальными зарубежными партнерами, в т.ч. навредить нам в процессе обсуждения вопроса о величине стоимости запуска.

Когда утвердят 6-ю космическую программу?

– 31 декабря 2017 г. завершился пятилетний срок, на который была рассчитана 5-я общегосударственная научно-техническая космическая программа Украины (2013–2017). И тогда же (с 1 января 2018 г.) должна была бы начать реализовываться 6-я космическая программа (на 2018–2022 гг.). Однако в силу разных (как объективных, так и субъективных) причин, в т.ч. из-за частой смены руководителей Государственного космического агентства, 6-я космическая программа так и не была утверждена ни в 2018-м, ни в 2019-м, ни в 2020-м. Но ведь без закона о такой программе нет ее госбюджетного финансирования, а без этого невозможно надлежащее обеспечение разработки и производства современной ракетно-космической техники и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в космическом пространстве. Когда же наконец-то в Украине появится основательно подготовленная, утвержденная и, соответственно, должным образом профинансированная 6-я космическая программа? <Р>

– Разработанная Государственным космическим агентством концепция общегосударственной научно-технической космической программы, рассчитанной на 2021–2025 гг., была представлена Минстратегпромом на рассмотрение Кабмину и в январе 2021 г. была утверждена.

На основании ее осуществлялась разработка уже самой 6-й космической программы, которую теперь предстоит согласовать с рядом министерств и ведомств, утвердить ее в Кабмине, после чего она будет представлена в Верховную Раду вместе с проектом соответствующего закона Украины.

Как раз в Международный день космонавтики и День работников ракетно-космической отрасли Украины – 12 апреля – президент Владимир Зеленский провел совещание, посвященное вопросам развития космической отрасли. Глава государства акцентировал внимание на необходимости безотлагательного завершения разработки и утверждения 6-й космической программы – с тем чтобы наша страна могла оставаться одной из космических держав. Надеюсь, что в самое ближайшее время задача по формированию и утверждению новой программы и началу ее реализации будет выполнена.

По вполне понятным причинам на первом году из предстоящего пятилетнего срока космической программы ее госбюджетного финансирования не будет – за исключением уже упомянутых работ по подготовке и проведению запуска и выведения на околоземную орбиту «Січ-2-30». Поэтому для финансового обеспечения всех других работ, предусматриваемых на 2021 г. в 6-й космической программе, рассчитывать придется в основном на средства инвесторов и на собственные финансовые возможности предприятий космической отрасли Украины.

На каждый из четырех последующих лет – 2022–2025-й – предлагаются размеры ее госбюджетного финансирования около 3 млрд. грн. ежегодно (хотя не исключено, что в процессе окончательного утверждения программы в правительстве и в парламенте эта цифра может быть изменена).

Что же касается конкретного содержания 6-й общегосударственной научно-технической космической программы, то все ее разделы осветить в этом интервью вряд ли возможно. Отмечу, в частности, что большое внимание уделено дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ) – для решения самых разных прикладных задач различных отраслей отечественной экономики и ряда других сфер. КБ «Южное» вместе с ПО «Южный машиностроительный завод» и партнерами из Киева, Харькова, Запорожья и некоторых других городов Украины будут разрабатывать и создавать новые, технически все более совершенные и функционально все более эффективные космические аппараты для решения задач ДЗЗ (с планируемым выведением в космос ежегодно несколько таких аппаратов) и некоторые спутники другого назначения.

Также в КБ «Южное» будет осуществляться проектно-конструкторская разработка нового современного космического аппарата – лунного модуля, который предполагается создать и запустить в космос до 2024 г. – с тем чтобы он смог долететь до Луны, прилуниться и осуществлять там исследования.

Пока еще не определено, с помощью какой ракеты-носителя предстоит выводить в космос лунный модуль. Возможно, это будет разрабатываемая специалистами КБ «Южное» новая перспективная ракета-носитель из семейства «Зенит» – «Зенит-7» – или же ракета-носитель какого-то другого типа.

Существенное место в 6-й космической программе занимает международное сотрудничество. Ограничусь несколькими примерами. Так, украинские предприятия будут продолжать поставлять основные конструкции первой ступени для американских ракет-носителей «Антарес», с помощью которых США выводят на орбиту грузовые космические корабли, доставляющие на МКС все необходимое для ее функционирования. Кроме того, КБ «Южное» и «Южмаш» продолжат поставлять двигатели для четвертой ступени ракет-носителей «Вега», запускаемых Европейским космическим агентством (ESA).

Продолжится сотрудничество КБ «Южное» с канадской аэрокосмической компанией Maritime Launch Services (MLS), которая должна построить и к 2023 г. ввести в эксплуатацию космодром в провинции Новая Шотландия на атлантическом побережье Канады. Наши партнеры планируют выводить различные космические аппараты, на создаваемом в Украине перспективном ракетоносителе «Циклон-4М».

И это лишь часть международных проектов, предусмотренных 6-й программой.

Грядет корпоратизация многих госпредприятий

– В начале нынешнего года стало известно, что в системе «Укроборонпрома» занимаются намечаемой корпоратизацией флагмана отечественного авиастроения – госпредприятия «Антонов». Какие, на ваш взгляд, позитивы и негативы может принести подобная корпоратизация? И нет ли опасности того, что такая корпоратизация рассматривается ее инициаторами как первый шаг к приватизации этого стратегически важного для Украины госпредприятия, на территории которого (в Киеве – в Святошине, и вблизи Гостомеля – в Киевской области) – функционируют аэродромы, «освоить» площади которых для своих целей (как и самолеты авиатранспортного подразделения госпредприятия «Антонов» – авиакомпании «Авиалинии Антонова») есть немало желающих?

– В Украине намечается провести корпоратизацию не только «Антонова», но и ряда других (в общей сложности их будет несколько десятков) госпредприятий оборонно-промышленного комплекса, авиастроительной и космической отраслей.

Хочу подчеркнуть, что при продуманной, организационно и экономически обоснованной корпоратизации, осуществляемой исходя из государственных интересов, она будет способствовать повышению эффективности работы предприятий и отнюдь не несет негативных последствий.

Здесь нужно напомнить, что определяющим для проведения в Украине корпоратизации в ОПК должен стать законопроект 3822 – «Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности». Он был принят парламентом, но пока лишь в первом чтении, и в преддверии предстоящего второго чтения народные депутаты уже внесли в него более 1300 поправок (это свидетельствует о том, что и среди парламентариев нет единого мнения о реформе госпредприятий).

Кстати, то, что представляет собой процесс корпоратизации госпредприятий, в упомянутом законопроекте 3822 выписано достаточно четко. Но в то же время у многих возникает вопрос, что же будет представлять собой сама управляющая структура.

Когда же спрашиваешь у руководства ГК «Укроборонпром» о том, когда они займутся подготовкой к корпоратизации предприятий, входящих в его сферу ответственности, то на этот вопрос в концерне отвечают: «Тогда, когда Верховная Рада примет во втором чтении закон 3822». На вполне логичный следующий вопрос – о том, что же будет, если в ближайшее время на нынешней сессии парламент не примет этот закон, следует довольно странный ответ: «Тогда будем ждать следующей сессии» (а она будет осенью 2021-го).

Но ведь так нерационально. Нужно уже сейчас, не дожидаясь принятия закона 3822, развернуть подготовку к процессам корпоратизации, ибо терять время, оттягивая такое реформирование, никак нельзя – это негосударственный подход.

А относительно упомянутых в вашем вопросе потенциальных опасностей от возможных попыток отделения от госпредприятия «Антонов» его авиатранспортного подразделения – авиакомпании «Авиалинии Антонова» (Ред.: располагает флотом транспортных самолетов – семь «Русланов», одна «Мрия» и ряд других машин), то в прежние времена подобные намерения у неких деловых кругов были. Однако ныне, насколько мне известно, никто в структурах государственной власти не рассматривает возможность такой «отделительной» операции. Всякий здравомыслящий человек понимает, что сегодня в условиях отсутствия надлежащего госбюджетного финансирования для ГП «Антонов» одним из ключевых источников финансирования, в т.ч. процессов создания и испытания новой авиационной техники, является именно коммерческая деятельность авиакомпании «Авиалинии Антонова».

Также всем должно быть понятно, почему «Антонову» необходимы имеющиеся в распоряжении этого предприятия два аэродрома: один из них – заводской, расположенный в Киеве в Святошино – для взлета самолетов (как создаваемых здесь машин новых типов, так и собираемых в цехах предприятия серийных), а другой – в районе Гостомеля Киевской области, где находится ЛИиДБ – Летно-испытательная и доводочная база «Антонова», – для осуществления летных испытаний новых типов самолетов и модернизируемых вариантов.

Хотя, наверное, еще не перевелись бизнесмены, с вожделением взирающие на эти аэродромы как на потенциальные территории для той или иной застройки. Наверное, нет нужды доказывать, что допустить реализацию подобных замыслов ни в коем случае нельзя.

Нужна законодательная защита

– В 2019 г. – еще в первый период деятельности нынешней Верховной Рады девятого созыва были упразднены перечни тех государственных предприятий, которые – по причинам их особой важности для Украины – не подлежали приватизации.

Уже тогда возникли опасения относительно того, что таким образом расчищается путь для неких сил для приватизации «вкусных» объектов государственной собственности в промышленности. Представители парламентского монобольшинства в 2019-м пообещали, что вместо отмененных перечней вскоре будут созданы новые – стратегически важные госпредприятия. Однако обещанных новых перечней до сих пор нет.

Правда, в первой половине апреля 2021 г. был рассмотрен и принят (пока только в первом чтении) законопроект, определяющий перечень госпредприятий и организаций Украины, не подлежащих приватизации. Однако его бурное обсуждение в сессионном зале, где столкнулись самые разные точки зрения по этому вопросу, оставляет неопределенным окончательный вид перечня, а также то, когда же законопроект с поправками будет рассмотрен и утвержден Верховной Радой во втором чтении.

А такая ситуация чревата реальной опасностью того, что о любом госпредприятии авиастроительной, космической или оборонных отраслей промышленности заинтересованные силы смогут сказать, что, мол, то или иное госпредприятие не имеет стратегического значения, а потому его можно приватизировать. Как вы, Олег Семенович, оцениваете такую опасность, и что нужно неотложно предпринять?

– Надо учесть, что между первым и вторым чтением правительство не может вносить какие-либо поправки в тексты законопроектов, ибо в этот период право на внесение поправок имеют только народные депутаты.

Однако я верю, что в депутатском корпусе нынешней Верховной Рады по-государственному мыслящих парламентариев все же достаточно, чтобы в принятом законе лоббистами не были реализованы бизнес интересы тех или иных сил, а возобладали государственнические позиции.

Підписуйтесь на нас в Telegram: тут найцікавіші аерокосмічні новини!

Поділитися новиною: