Интервью Председателя ГКА Любомира Сабадоша агентству «Укринформ»
Мирное освоение космоса является сферой, в которой сотрудничество Украины и Польши может действительно стать взаимовыгодным в ближайшие годы. Об этом свидетельствуют весьма интенсивные контакты на уровне руководителей украинского и польского космических агентств.
Во время недавнего визита в Варшаву председатель Государственного космического агентства Украины Любомир Сабадош рассказал корреспондентуУкринформа о перспективах отношений с Польшей, а также с другими мировыми игроками в сфере освоения космоса, о проблемах и перспективах космической отрасли Украины.
ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
— Господин председатель, какова была цель вашего приезда в Варшаву?
— У нас цель визитов в Польшу всегда одна: Польша является важным партнером Украины, нам нужно вместе решать много дел. Одной из задач, которая стояла перед агентством, является изучение опыта Польши, поскольку эта страна также находилась в социалистической системе. После ее распада поляки много чего достигли, и мы заинтересованы их опытом вступления и участия в Европейском космическом агентстве (ЕКА), а также возможностями страны. От самого начала мы с Польшей планируем работу следующим образом: Варшава показывает нам путь к ЕКА, а мы пробуем вместе приобщить наш производственный и научный потенциал в реализации тех проектов, которые могут быть интересны и Польше, и Украине.
Не так давно мы подписали меморандум о сотрудничестве, план действий, создали рабочие группы, определили направления их работы. Нынешний визит является продолжением тех договоренностей, которые достигнуты ранее.
— О каких проектах идет речь?
— На сегодня рассматривается участие польских промышленных и финансовых ресурсов в проекте по созданию спутника дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) с учетом того, что в украинской космической программе предусмотрено создание такого спутника до 2017 года и его запуск в 2018 году. Польша хочет присоединиться к проекту, имея оборудование, которое может быть использовано на ДЗЗ-спутнике. Польша поставила себе такую же цель: иметь собственный ДЗЗ-спутник, который позволил бы им контролировать экологическую ситуацию — леса, реки, и даже ситуацию с незаконным пересечением границы беженцами.
Польские партнеры также понимают, что наземные инструменты, которые есть в Украине и в Польше, можно совместно использовать в научных целях. Например, речь идет о наблюдении за космическим пространством. Сейчас в космосе много космического мусора, и все хотят понимать, как этот мусор движется и куда он может упасть. В этом направлении у поляков есть значительный опыт, мы тоже имеем соответствующий опыт. Но основное, что в Украине есть средства, которые позволяют реализовать эту программу. По этому вопросу мы находим общие точки соприкосновения и двигаемся дальше в направлении реализации.
Ну и наконец, наиболее амбициозным заданием, которое поставила перед собой Польша, является создание сверхлегкого ракетоносителя. Польские ученые и производственники хотят начать работу над этим проектом. Впрочем, они понимают, что это лишь желание, поскольку не имеют достаточного количества подготовленных кадров. Однако, приобщив Украину и ее потенциал, можем вместе попробовать это осуществить.
— Речь идет о технологическом или интеллектуальном присоединение Украины к этому проекту?
— Раньше ХАИ (Харьковский авиационный институт — авт.) готовил молодых специалистов, и почти 60% из них ехали в Россию. Учитывая нынешнее состояние отношений Украины с Россией, половина из этих 60% может стать достаточно грамотным потенциалом, который будет реализовывать в Польше совместные проекты.
— С кем вы еще встречались в рамках визита в Варшаву, кроме представителей Польского космического агентства?
— С представителями компании Польская группа вооружений (PGZ). Сегодня Польское космическое агентство (ПКА) проходит этап формирования, оно существует лишь второй год. В нем работает более 40 человек административного персонала, то есть ресурс является ограниченным. Поэтому они приобщают к сотрудничеству промышленность — компанию PGZ. В управлении этой компании есть достаточно развитых предприятий, которые могут помочь ПКА в создании спутника, а также использовании и модернизации наземных станций наблюдения за космическим пространством. PGZ позитивно откликнулась на предложение о сотрудничестве, а их специалисты будут подключаться к реализации проектов, которые есть в ПКА. Они также интересуются программами, которые реализуются в нашем космическом агентстве. PGZ создала специальный департамент, для того чтобы сконцентрироваться на реализации совместных проектов в космической сфере. Также готовится к подписанию соглашение с польской стороной о сотрудничестве в интересах мирного исследования космоса.
РЕКОРДНЫЙ БЮДЖЕТ
— Какой бюджет украинского космического агентства на этот год?
В бюджете на 2016 год заложено 100% средств на нужды космической программы Украины
— В этом году правительство взяло на себя обязательства и в бюджете на 2016 год заложено 100% средств на нужды космической программы Украины. В истории Украины такого еще никогда не было. Речь идет о сумме в 5,5 раз превышающую ту, которую мы имели в 2015 году. На космическую деятельность предусмотрено почти 3 млрд грн, а именно на реализацию космической программы в 2016 году — 224 млн грн.
— А заложены ли в этом бюджете средства на вступление Украины в Европейское космическое агентство?
— Нет, эти средства должны быть сформированы отдельно для оплаты вклада в реализацию проектов, которые осуществляет ЕКА .
— А эта проблема как-то решается?
— Она решается: разработан проект распоряжения Кабинета Министров Украины проходит согласование, и будет результат. Соответственно, будет определен и объем финансирования, и срок. Мы идем поэтапно.
Также есть программа — “Горизонт 2020” и наши специалисты, а также производственные и научные мощности будут принимать совместно с Польшей участие в тех проектах, которые могут быть реализованы.
— Речь идет о двустороннем сотрудничестве с Польшей или какие-то совместные проекты, которые совместно финансируются из бюджета ЕКА?
— Пока что мы ведем разговор о совместных украинско-польских проектах. Будет ли Польша привлекать к финансированию проектов европейские средства? Наверное, да. Если какой-то проект будет достаточно весомым в финансовом плане, то Варшава в одиночку не справится с этим и будет привлекать европейские средства.
“МОРСКОЙ СТАРТ” “ЦИКЛОН-4”
— Как реализуется стратегия развития космической среды 2032 года?
На сегодня мы, фактически, остались без независимого доступа к космическому пространству
— Мы приняли для себя такую формулу: космическая программа, которая есть в рамках глобальной концепции до 2032 года, сейчас будет действовать в течение 2016-2017 годов. Мы должны ее завершить, ведь начато много проектов. Речь идет, в том числе, и о создании двух спутников, ведь не оставлять это на полпути, поскольку уже многое сделано в этом направлении. Параллельно мы ведем переговоры по обеспечению запуска этих спутников, если мы не найдем понимание относительно продолжения проектов “Морской старт” (США — авт.) и “Циклон-4” (вместе с Бразилией — авт.). На сегодня мы, фактически, остались без независимого доступа к космическому пространству, ведь “Байконур” (космодром России — ред.) для нас реально закрыт, “Морской старт” — в подвешенном состоянии… А насчет “Циклона-4”, то мы все еще надеемся, что Бразилия вернется к рассмотрению этого проекта. Я планирую в марте посетить эту страну, чтобы хотя бы для себя понять, каковы шансы на совместную реализацию проекта. Есть мнения, которые свидетельствуют, что Бразилия все же может вернуться к рассмотрению проекта, а есть такие, которые убеждают, что категорически нет.
В Академии наук Украины недавно было проведено расширенное заседание специалистов, которые занимаются космическими вопросами. Тогда былы вверены темы, которые ведутся Академией наук, с темами, которые хочет реализовывать космическое агентство. Наша программа полностью поддержана Академией наук. К разработке новой программы добавлены специалисты ведущих высших учебных заведений и Академии наук, и, безусловно, ставка будет делаться на ХАИ, который имеет достаточно большой научный потенциал. Это заведение будет одним из основных, которое будет принимать участие в подготовке новой космической программі на последующие пять лет, начиная с 2018 года. Так мы будем двигаться в реализации общей стратегии до 2032 года.
— В Бразилию вы летите в ближайшие дни?
— В марте. Там постараемся узнать, продолжим ли проект “Циклон-4”. Решение об этом не будет известно однозначно в марте, но сформируем себе позицию — каким образом дальше двигаться в условиях односторонней денонсации Бразилией соглашения с Украиной по созданию космического комплекса под ракету-носитель “Циклон-4”. Это должно настроить нас к поискам новых мест для посадки.
Если Бразилия в одиночку не может реализовывать этот проект в связи с потребностью значительных средств, то всегда может появиться инвестор. И мы предлагаем бразильцам: давайте привлечем инвестора, третью сторону. В таком случае в проекте могут быть три, четыре государства, возможно кто-то из американских фирм проявит интерес, ведь мы видим, что частный бизнес пошел в космос, и в этом направлении есть определенные результаты. Но готовность есть: ракета-носитель нами выполнена почти на 87%, и наземный комплекс выполнено чуть больше чем на половину. Поэтому, нелогично было бы это отвергать.
— Кроме сотрудничества с польской стороной, приоритетом является сотрудничество с США…
— Да, по проекту «Морской старт». На сегодня мы продвинулись в сотрудничестве с партнерами из США, но есть много вопросов, которые мы начинали рассматривать, и на сегодняшнем этапе они решены. Поэтому мы договорились на уровне Госдепартамента и ГКАУ создать совместную рабочую группу, которая проведет заседания 15-20 мая, когда я буду с визитом в США. Это будет первая такого рода рабочая группа, создание которой поддержано Госдепом для того, чтобы мы нашли те вопросы, которые можем совместно решать и тем самым избежать распространения технологий двойного назначения. Думаю, мы найдем те проекты, которые можно совместно реализовывать с американскими партнерами. Это может быть проект типа «Морского старта», разработка двигателя на замену РД-180, который используется на «Атлас V», или углубление сотрудничества с компанией Orbital, для которой мы производим первую ступень ракеты-носителя Antares. В этом вопросе мы можем достичь определенного прорыва. Но это вопрос рабочей группы, которая соберется в мае. Тогда мы обсудим много дел, приедем с конкретными предложениями о том, где мы можем быть полезными американским компаниям.
НЕГЛАСНЫЕ ВОЙНЫ
— Освоение мирного космоса является перспективным, а значит конкурентным направлением. В условиях войны с Россией, которую сейчас ведет Украина, чувствуете ли вы прессинг, давление и попытки России “вытолкать” Украину из числа стран, которые имеют значительное влияние в международной космической отрасли?
— Подрыв реального плана работы по “Циклону-4” является примером негласных войн Российской Федерации против Украины на территории Бразилии. Мы понимаем и имеем информацию, что, наверное, за “содействие” или добавление определенных кругов Российской Федерации, Бразилия начала двигаться в другом направлении — рассматривать партнером в создании космического комплекса на своей территории не Украину, а Россию. То есть, мы видим в этом действия касательные желания выкинуть нас из рынка космических услуг и заставить нас переориентировать те мощности, которые есть в космической отрасли, на какие-то другие цели, которые несвойственные отрасли.
Конфликт на востоке Украины однозначно накладывает отпечаток на вопрос поиска новых приоритетных рынков по сотрудничеству в космических вопросах. Понятно, что за год или два невозможно полностью переориентироваться, поскольку объем сотрудничества с Россией был весьма значительным. Однако, несмотря на все, Украина сегодня продолжает сотрудничество с Россией в международных космических программах, которые используются в мирных целях. Примером этого является обеспечение реализации Украиной международных пилотируемых программ с космодрома “Байконур”, где наши специалисты принимают участие, и к 2020 году мы обязались надежно обеспечивать пусковую кампанию ракет-носителей “Союз” с космонавтами на борту.
ПЕРЕЗАГРУЗКА
— Недавно в Днепропетровске прошли акции работников КБ “Южное”, которые протестовали возле местной ОГА против освобождения своего гендиректора Дехтярева. Тогда было принято обращение к президенту, в котором вас обвиняют в “деструктивных действиях”, которые “унижают украинскую ракетно-космическую отрасль в международных кругах”. Как вы это прокомментируете?
— Я по этой тем имел много встреч с Александром Викторовичем Дегтяревым, и говорил ему, что ситуация требует внимания и решения. Коллизия заключается в том, что есть акты проверок, где четко указано, что есть графа нарушение, и есть графа — рассмотреть целесообразность пребывания на занимаемой должности ряда руководителей. Я не называю конкретных фамилий, поскольку этот акт является для служебного пользования. А там довольно четко расписаны те нарушения и недоработки, допущенные рядом руководителей государственных предприятий. Сейчас позиция правительства такова: в компаниях, которые имеют стратегическое значение для государства и экономики, провести перезагрузку и на открытых конкурсах подобрать руководителей, которые смогут увидеть возможность реализации новых проектов или осуществить новые замыслы. Поэтому было принято конструктивное решение: согласно законодательству, на государственном предприятии не допускается совмещение двух должностей — генерального директора и генерального конструктора, Дегтярев получил предложение стать на позицию генконструктора, поскольку решения, которые он принимал в КБ “Южное”, исходя из этих актов, были ошибочными. А на место гендиректора я предложил выбрать какого-то нового и энергичного специалиста. Однако, Дегтярев отказался. Он ответил — “а кто не ошибается”. Как глава космического агентства я отвечаю перед правительством за реализацию космической программы. Правительство поддержало мою позицию — в сложных условиях нашло возможность профинансировать в полном объеме наши проекты. Однако, я не имею гарантий, что не столкнусь сейчас с тем же результатом, что и в 2015 году.
— Но значительная часть коллектива поддерживает бывшего гендиректора…
— Наработки коллектива не является достижением лично Дегтярева, а чрезвычайно большого количества людей, целых поколений. Если очень захотеть, то можно поднять весь коллектив и убеждать: меня увольняют, а вы отныне не будете иметь ничего — ни зарплат, ни квартир и тому подобное. Я не говорю, что на предприятии все убеждены в его правоте и запуганы, но есть механизмы, как это можно сделать. Я приехал в Днепропетровск, встретился с трудовым коллективом, профсоюзами, прояснил ситуацию. Я жалею, что работники, которые митинговали под стенами, не приняли мое предложение делегировать представителей на встречу для конструктивного разговора. В толпе ответственность за слова и решения размывается.
— Конфликт будет решен в ближайшее время?
— Я считаю, что объявлен конкурс на замещение вакантной должности руководителя КБ “Южное” и моя позиция продиктованы временем. Давайте выберем нового, перспективного специалиста из нашей области, не “варяга”. Тем более, что на встрече с трудовым коллективом кадровый отдел сказал, что у них есть свой кадровый резерв.
Я подчеркиваю, что основная причина увольнения — это упущения в работе. За последние три года все что делалось — все не выполнялось. И если на это не реагировать, то завтра кто-то другой так будет делать. А потом будет убеждать: а почему одному простили (упущение — ред.), а другому нет? Не может быть выборочного подхода, в этом следует когда-то уже поставить точку.
Беседу вел Юрий Банахевич. Варшава
Підписуйтесь на нас в Telegram: тут найцікавіші аерокосмічні новини!