КБ «Южное» и Южмаш заключили соглашение по реализации антикризисных мер

Актуальні статті та інтерв'ю

11 ноября 2015 года в г. Днепропетровске, состоялось общее собрание активов КБ «Южное» и Южмаша, на котором были обсуждены пути выполнения соглашения по реализации антикризисных мер для обеспечения стабильного развития предприятий

Сергей Николаевич ВОЙТ – Генеральный директор ГП ПО «Южный машиностроительный завод» им. А.М. Макарова:

Уважаемые коллеги! Хочу рассказать о сегодняшнем состоянии дел на заводе и наших совместных с КБ «Южное» стратегических планах.

Сегодняшняя стратегия развития Южмаша определена производственной программой на 2016-2020 годы, согласованной с КБ «Южное». Основными направлениями работ для нас являются РН «Зенит», «Антарес», «Циклон», «Днепр», «Вега», ракетные двигатели РД-815 и РД-809К, космические аппараты ДЗЗ, оптико-электронные КА и микроспутник.

За девять месяцев 2015 года мы отправили два центральных блока для РН «Антарес», теперь ждём результатов тендера НАСА и нового заказа от компании «Орбитал».

По теме «Вега» в 2015 году предприятие отправило заказчикам два блока маршевого двигателя верхней ступени. Ещё три блока будут отправлены до конца ноября этого года. В ноябре 2015 года отправляем матчасть по «Днепр-Иридиум» и продолжаем работы по «Днепр-Грэйс Фо». Планируем заключить еще два договора по теме «Днепр».

В ноябре 2015 года в планируем подписание двух договоров с КБЮ на изготовление материальной части спутника «Мікросат». Подписание третьего договора в планах на 2016 год.

По четырём направлениям, а именно по «Антарес», «Вега», РД-815, РД-809, действующими контрактами предусмотрено выполнение производственной программы завода в 2016 году.

Основным приоритетом для предприятия остаётся РН «Зенит». Южмашем прилагаются все возможные усилия для возобновления сотрудничества по проектам «Морской старт» и «Наземный старт». Сейчас эти проекты приостановлены, но нам были сделаны заказы: по «Морскому старту» в количестве четырёх РН, по «Наземному старту» – шести РН, по Федеральной космической программе РФ – одна РН. В планах также — завершение изготовления РН «Зенит» для запуска украинского спутника связи «Либідь». По всем этим 12 РН нами получены авансы и выполнена часть работ.

Рано также говорить о закрытии проекта «Циклон-4». Надеемся, что КБЮ в результате поиска альтернативных космодромов и новых заказчиков решит эту проблему. Мы всячески приветствуем эти усилия и полностью их поддерживаем.

Достигнутое между КБ «Южное» и Южмашем взаимопонимание по ряду сложных и проблемных вопросов позволило приступить к организации опытно-экспериментальной отработки узлов и агрегатов нового двигателя РД-815. Надеемся, что эта работа успешно перейдёт в стадию серийного производства двигателей на нашем заводе. В апреле 2015 года был подписан договор по двигателю РД-809, по которому мы ожидаем начала авансирования со стороны КБЮ.

Таким образом, несмотря на приостановку финансирования изготовления РН «Зенит», выход Республики Бразилия из совместного проекта «Циклон-4», а также обвальное разрушение устоявшихся хозяйственных связей с традиционными заказчиками, Южмаш сохраняет ракетно-космическую деятельность в качестве основы своего бизнеса.

Исходя из этого, мы нашли взаимопонимание в основном вопросе – перспектива работы КБЮ и Южмаша возможна только в том случае, если мы будем вместе. Процесс сближения осложнён целым рядом факторов: у нас разные управленческие подходы, есть специфика предприятий и, в конце концов, появилось некоторое недоверие, обусловленное недостатком информации о деятельности друг друга. С другой стороны – нам надо решать проблемы и откладывать дальше уже нельзя.

В связи с этим нами, руководителями КБЮ и Южмаша, принято решение о совместном движении к общей цели – созданию объединения предприятий. На переходный период решено организовать тесную эффективную координацию работ руководителей и специалистов наших предприятий. Основные задачи, которые предстоит решить – определение структуры и формы будущего объединения, а также решение текущих проблем, препятствующих дальнейшему совместному развитию. Речь идёт обо всех аспектах деятельности: маркетинговой, финансовой, производственной, кадровой и социальной. Желаю всем нам терпения и мудрости на этом пути!

А.В. ДЕГТЯРЕВ – Генеральный конструктор – Генеральный директор ГП «КБ «Южное» им. М.К. Янгеля:

У наших предприятий общая история и много совместных побед. Всё, что мы сделали хорошо — мы сделали вместе. Поэтому мы с Сергеем Николаевичем задали себе вопрос: почему мы не предпринимаем более активных совместных действий в ситуации, когда многие проблемы обострились и отступать уже некуда? Мы договорились начать с чистого листа, не вспоминать и не искать, кто виноват.

Сегодня мы подписали соглашение о принципах и механизмах взаимодействия по реализации антикризисных мер в обеспечение условий стабильного развития наших предприятий. В настоящее время главной нашей целью является преодоление кризисной ситуации, формирование и реализация единой общей стратегии, целей деятельности и задач предприятий, путей их достижения и решения. На мой взгляд, в приоритете сегодня – снятие социальной напряжённости в коллективе ЮМЗ, связанной с затянувшейся ситуацией по выплате заработной платы. Сегодня единственным механизмом решения этой проблемы является заключение двухсторонних контрактов и финансирование работ по ним. Недавно мы подписали три контракта по двигателю РД-815. Надо учитывать, что целевого финансирования по этому двигателю КБЮ пока не имеет. Мы проводим работы за счёт внутренних финансовых резервов. Нам необходимо продемонстрировать, что мы не просто говорим, а разрабатываем, изготавливаем, проводим испытания. Мы заказали заводу ключевой для двигателей закрытой схемы элемент – газогенератор. На прошлой неделе мы подписали еще два контракта на разработку первого образца турбонасосного агрегата и на разработку камеры сгорания. Эти двигатели нужны прежде всего для перспективного ряда РН «Маяк». На рынке они принципиально востребованы на сегодняшний день.

В декабре мы рассчитываем приступить к реализации контракта по двигателю РД-809К. Это однокамерный двигатель на базе выпускающегося РД-8. Сейчас надо определиться, какую имеющуюся на заводе матчасть можно использовать для проведения экспериментальных работ и сокращения затрат на отработку. Нам надо как можно быстрее согласовать документацию и мы определимся с авансированием контракта по этому двигателю, чтобы у завода был ресурс, в том числе для погашения долгов по заработной плате. Это нужно сделать, чтобы заводчане встречали Новый год с хорошим настроением.

Выплатить долги по зарплате – это, конечно, очень важная задача, и погашение задолженности по энергетике – тоже важная задача, но это не самые сложные из тех задач, которые нам предстоит решить. Самое сложное – загрузить Южмаш заказами, как минимум вернуться к пятидневной рабочей неделе, хотя бы с сегодняшним уровнем заработной платы. Ну а максимум – обеспечить единый уровень заработной платы в КБЮ и на заводе.

У нас есть два источника заказов: государственные заказы и международный рынок, с которого мы получаем основное финансирование. В данном контексте важно понимать, что получение рыночных заказов зависит от нашей способности быть конкурентоспособными. Отсюда вытекают простые и понятные задачи: нужно иметь оптимальную организацию производства, ориентированную на достижение этих целей. Для этого нам надо использовать разумные экономические модели управления производством и минимизировать затраты. Мы должны вкладывать и в развитие производства, заботясь о своём будущем. И, конечно, нужен современный и эффективный менеджмент. При условии согласованной маркетинговой политики и реальной работы на рынке с потенциальными заказчиками это может дать тот результат, к которому мы стремимся.

В соглашении мы заложили инструментарий совместных работ. Главный его элемент – совет директоров КБЮ и ЮМЗ – коллегиальный орган, который должен координировать работу двух сторон. Мы запланировали также создание совместных рабочих групп: административной, финансово-экономической, маркетинга и сбыта, социально-кадровой. Вопросы структурного преобразования более серьёзны, они связаны с экономикой и организацией производства. Отдельную группу мы создаём по подготовке проекта закона по стабилизации деятельности ЮМЗ. Если сегодня получение бюджетного финансирования проблематично, то надо хотя бы добиваться реструктуризации некоторых долгов, которые накопились из-за недофинансирования космической программы. Во всех этих организационных структурах будет соблюдаться принцип паритетного участия представителей двух предприятий. Рабочие группы должны разработать планы, которые будут утверждены советом, а их выполнение будет поставлено на контроль на обоих предприятиях.

Хочу остановиться на состоянии наших разрабатываемых и перспективных проектов.

«Антарес». У нас вопросов много, но они решаются. Всё проходит по согласованной программе, и сегодня идёт подготовка к очередному пуску в 2016 году. Нам нужно, чтобы у наших американских заказчиков сохранилась уверенность, что со всеми проблемными вопросами мы справимся.

«Наземный старт». В декабре планируется очередной пуск по этой программе. Впереди — запуск нашего аппарата «Либідь», а также российского КА «Спектр». Почему у нас возникли проблемы с заказами «Зенитов»? Мы с заводом по-разному ставим диагноз. Наш диагноз в том, что наш «Зенит» в силу разных причин стал дороже «Протона». Как же нам закажут «Зенит», если есть свои более дешевые ракеты-носители, которые ещё и мощнее? Ответ понятен.

Торговля – это великая наука. Этот бизнес построен не на том, чтобы реализовать товар по максимальной цене, а на том, чтобы оборот средств был как можно больше. Соответственно, и прибыль будет интегрально больше. Поэтому наша продукция будет востребована, если будет конкурентоспособной по цене и иметь высокие потребительские качества.

«Днепр». Эта ракета у нас замечательная, она летает хорошо и достаточно регулярно, хотя хотелось бы чаще. И сегодня она по ценовым характеристикам вполне привлекательна и для завода, и для КБЮ.

«Циклон-4». На сегодняшний день этот проект остановлен по инициативе Бразилии. Сегодня мы изучаем возможности использования этого комплекса на других территориях. Но большой задел был сделан в рамках этой работы и много решений по «Циклону» используется в других проектах. Например, третья ступень получилась достаточно привлекательной и имеет потенциальных заказчиков для использования в составе других ракет-носителей. Мы научились самостоятельно проектировать и строить наземный комплекс. Отработали новую систему управления на базе БИНС.

«Вега». Эта разработка – пример того, как мы вместе выполнили заказ на «отлично». У нас есть запрос на поставку новой партии из девяти двигателей.

«Маяк». Сегодня у нас есть заказ на разработку РН семейства «Маяк». Ближайшая перспектива — «Маяк-3.9». По сути это «Зенит» полностью украинской разработки и украинского производства. Система управления планируется также украинской разработки и украинского производства. На первой ступени рассматривается использование связки трёх двигателей РД-815. Для второй ступени рассматриваются двигатели РД-120 и РД-835. Обтекатель рассматриваем двух вариантов.

На «Маяке-3.9» мы хотим отказаться от вафельной конструкции баков. С Институтом электросварки им. Патона рассматриваем возможность создания и использования в конструкции баков стрингерных панелей. Мы сейчас рассматриваем возможность закупки станка для глубокой ротационной вытяжки.

Разрабатываем еще две новые ракеты – «Игла» и «Вектор», которые должны быть конкурентоспособными по ценовым характеристикам и привлекательными для потенциальных инвесторов.

Жидкостные ракетные двигатели. У нас в разработке три двигателя – РД-810, РД-815 и РД-835. Ими мы закрываем практически весь диапазон потребных тяг от 200 до 1000 тонн.

Космические аппараты. Мы должны рассмотреть возможность создания замкнутого цикла для проектирования, производства, испытаний и эксплуатации космических аппаратов, обеспечив теснейшее взаимодействие нашего КБ-3 и цеха 70 Южмаша.

Военно-техническое сотрудничество. Мы работаем над созданием оперативно-тактического вооружения по нескольким перспективным направлениям. Разработки ведутся в рамках международного сотрудничества, и мы их рассматриваем, в первую очередь, как задел для создания отечественного ракетно-реактивного вооружения. Потенциальные украинские заказчики информированы о ходе и состоянии проводимых нами работ и заинтересованы в будущей адаптации наших разработок для нужд украинской армии.

В заключение хочу отметить следующее. Проводимые нами работы дадут хорошую загрузку предприятий нашей кооперации уже в ближайшем будущем. Но сейчас главное для нас – люди. Я недавно получил письмо от одного из подразделений завода. В нём говорится: «Вместе со специалистами КБ «Южное» мы решили шесть из стоящих перед нами проблем. Осталось решить ещё две. Но для их решения нам нужны люди. Помогите сохранить людей на заводе». Дальше идут конкретные предложения по решению проблем. Хочу отметить, что именно с таким подходом к делу связаны все наши совместные планы.

IMG_2277b

IMG_2254_1

IMG_2258

Підписуйтесь на нас в Telegram: тут найцікавіші аерокосмічні новини!

Поділитися новиною:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.