Аэрокосмическое общество Украины
Аэрокосмический портал Украины
"Информационно-аналитический центр "Спейс-Информ"

В начало     Новости      Аналитика      Право      Магазин      Справочник      О нас

Новости науки и техники

Пыль с кометы помогла "Розетте" приоткрыть тайны рождения Земли

01.09.2016. Научная команда "Розетты" опубликовала первые результаты анализа частиц пыли, пойманных инструментами зонда во время облета кометы Чурюмова-Герасименко, которые рассказали ученым о том, как могли формироваться мельчайшие "зародыши" Земли и других планет, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Сегодня у ученых почти нет сомнений в том, что планеты начинают свое рождение внутри плоского газопылевого диска, заполненного мелкими частицами пыли и плотными клубами газа, а их формирование заканчивается в ходе серий столкновений планетизималей – "зародышей" планет размером с Весту или Цереру, а также крупных комет и астероидов.

"Посередине" между ними зияет теоретическая пустота – пока планетологи не пришли к единому мнению насчет того, что происходит после слепления единичных зерен пыли в относительно небольшие комки размером в сантиметр. Существует несколько разных теорий, проверка которых была невозможна до последнего времени.

Ответ на эту загадку планетологи пытаются найти двумя путями – наблюдая за новорожденными планетными системами при помощи микроволновых телескопов и изучая зерна пыли, сохранившиеся в недрах комет с времен рождения Солнечной системы. Второй, более надежный и интересный метод изучения тайн формирования планет, стал доступен только в конце 2014 года, когда "Розетта" прибыла к комете Чурюмова-Герасименко. Все предыдущие попытки собрать кометную пыль и доставить ее на Землю провалились.

Марк Бентли (Mark Bentley) из Института космических исследований Австрии в Граце и его коллеги по научной команде "Розетты" представили сегодня первые результаты подобного анализа, раскрывшего возможный механизм сцепления зерен пыли в более крупные структуры.

Как рассказывают ученые, "Розетта" следила за пылью с кометы Чурюмова-Герасименко фактически с момента ее прибытия к этому небесному телу в августе 2014 года при помощи космического "пылесоса" MIDAS, оценивавшего размеры, форму и физические свойства частичек материи, выбрасываемых из "хвоста" кометы.

За минувшие два года данный прибор накопил достаточное количество зерен пыли, что позволило ученым оценить, насколько разнообразным был ее "видовой состав" в первые дни жизни Солнечной системы, когда сформировалась комета Чурюмова-Герасименко. В дополнение к этому, ученые изучили химический состав пыли при помощи спектрометра COSIMA на борту "Розетты".

Оказалось, что пыль в недрах кометы, вопреки ожиданиям ученых, была не однообразной, а крайне разнородной по своим размерам, массе и свойствам. Им удалось найти как небольшие и плотные зерна материи эллипсоидной формы, так и достаточно крупные и рыхлые конгломераты размерами в несколько микрометров, возникшие в результате слияния нескольких частиц пыли, а также частицы средних размеров.

Их "видовой состав", как выражаются ученые, можно сравнить с своеобразной матрешкой из постепенно растущих по своим размерам частиц, что подтверждает одну из популярных на сегодня теорий о том, что "космическая галька" и более крупные фрагменты пород формировались в результате последовательного сцепления и слияния зерен пыли друг с другом под действием электростатических сил. Все это заметно проясняет наши представления о том, как происходило рождение Земли и других планет на самых ранних этапах их существования, передает РИА Новости.

.