Аэрокосмическое общество Украины
Аэрокосмический портал Украины
"Информационно-аналитический центр "Спейс-Информ"

В начало     Новости      Аналитика      Право      Магазин      Справочник      О нас

Аналитика/Новые материалы

Ракетчик, ставший Президентом. Часть 4. Забота о космическом будущем Украины

Н.А. Митрахов, В.П. Платонов, А.Ю. Тимченко

КБ «Южное» им. М.К. Янгеля

Придя в политику из ракетно-космической отрасли, Л.Д. Кучма сделал ее одним из национальных приоритетов.

В период премьерства (1992-1993 гг.) и президентства (1994-2004 гг.) Л.Д. Кучмы была принята Первая космическая программа Украины, создан и запущен первый украинский спутник «Січ-1», открыт Национальный центр аэрокосмического образования молодежи, полетел в космос первый космонавт Украины Леонид Каденюк, сформирована космическая отрасль, стартовали первые международные проекты «Днепр» и «Морской старт»...

Леонид Данилович Кучма внес большой вклад в утверждение авторитета Украины как космической державы.

Запуск первого украинского спутника «Січ-1» (1995)

25 мая 1993 года на заседании правительства, которое вел Премьер-министр Л.Д. Кучма, была утверждена Первая Национальная космическая программа Украины на 1993-1997 годы. Руководил подготовкой Программы и началом ее выполнения первый Генеральный директор НКАУ (в 1992-1994 гг.) В.П. Горбулин.

Первая Национальная космическая программа Украины на 1993-1997 годы

В рамках опытно-конструкторской работы «Січ» первой Национальной космической программы Украины было запланировано создание и запуск в космос первого украинского космического аппарата (КА). Проблемных вопросов было несколько: какой облик должен иметь космический аппарат, каким носителем и с какого космодрома его запускать, откуда и как обеспечивать управление полетом аппарата, где принимать целевую информацию… Решать эти вопросы пришлось головному разработчику системы – КБ «Южное» и головному изготовителю ракетно-космической техники – ПО ЮМЗ.

Премьер-министр Украины Л.Д. Кучма на Южмаше, август 1993 года

Определение технического облика космического аппарата проводилось исходя из его назначения: наблюдения растительных и почвенных покровов суши, исследования Мирового океана и атмосферы, контроля гидрологической и ледовой обстановки.

В качестве прототипа был определен космический аппарат «Океан-О1», разработанный в КБ «Южное» и серийно изготавливавшийся на Южмаше. Ключевыми элементами комплекса научной аппаратуры были радиолокатор бокового обзора (РЛБО), а также сканирующий радиометр РМ-08. Головной организацией по этим ключевым приборам был Институт радиоэлектроники АН Украины.

Наличие прототипа ускорило разработку, изготовление и наземную отработку космического аппарата, который получил название «Січ-1», а также автоматически решило вопрос выбора ракеты-носителя и космодрома для обеспечения его запуска. Для вывода на орбиту спутников «Океан-О1» использовалась ракета-носитель «Циклон-3», а для подготовки и пусков использовались технический и стартовый комплексы, размещенные на космодроме Плесецк.

Космическая система включала и наземные средства управления аппаратом, приема, отработки и выдачи специальной информации. Центр управления полетом аппарата «Сiч-1» был размещен в Крыму вблизи г. Евпатория.

31 августа 1995 года с космодрома Плесецк ракетой-носителем «Циклон-3» украинский спутник «Січ-1» был выведен на околоземную орбиту.

Старт РН «Циклон-3» с космодрома Плесецк, 31 августа 1995 года

Первый украинский космический аппарат «Січ-1»

КА «Січ-1» просуществовал на орбите 8,5 лет (при гарантийном сроке активного существования 6 месяцев). Работы с ним были прекращены 15 января 2004 года. За время работы спутника на орбите был получен большой объем ценнейшей информации для многих отраслей народного хозяйства и науки.

Запуск КА «Сiч-1» и создание национальной наземной инфраструктуры знаменовали вхождение Украины в плеяду космических держав мира.

Создание Национального центра управления и испытаний космических средств (1996)

Запуск на орбиту первого украинского спутника «Січ-1» стал новым витком развития Главного центра испытаний и применения космических средств, который находился в Крыму и входил в состав Вооруженных сил Украины (ВСУ).

Первый этап становления Евпаторийского центра пришелся на 1992-1996 годы. В этот период основной задачей было сохранить уникальную технику в работоспособном состоянии и не растерять интеллектуальный потенциал, поскольку после распада Советского Союза украинские наземные средства были исключены из контура управления российскими космическими аппаратами и остались практически незадействованными.

При подготовке к запуску космического аппарата «Січ-1» были освоены новые технологии, не применявшиеся до этого ранее (например, однопунктная технология управления КА), что позволило выполнить поставленные задачи с высоким качеством и небольшими затратами. Был создан центр управления полетом, оборудованный современной вычислительной техникой. В ходе управления КА был проведен ряд научных экспериментов, позволивших получить много полезной информации.

Радиотехнический комплекс «Калина», с помощью которого осуществлялось управление КА «Січ-1»

Участники создания наземного комплекса управления КА «Січ-1»

Значительное и очень важное место в работе Евпаторийского центра занимал международный проект «Интербол» по изучению солнечно-земных связей и физических процессов в космосе. В этом проекте участвовало 27 стран мира. Для его реализации были запущены в 1995 и 1996 годах два КА «Интербол-1» и «Интербол-2». В их программах было исследование солнечно–земных связей и изучение влияния солнечной активности.

12 августа 1996 года Президент Украины издал Указ «О Национальном центре управления и испытаний космических средств». Этим документом предусматривалось откомандирование из Вооруженных сил Украины в состав Национального космического агентства Украины личного состава воинских частей, подчиненных управлению ракетно-космического вооружения Министерства обороны Украины.

С 1 января 1997 года Главный центр испытаний и применения космических средств ВСУ стал Национальным центром управления и испытаний космических средств НКАУ и продолжил свою работу в сфере изучения и освоения космического пространства в мирных целях.

Открытие Национального центра аэрокосмического образования молодежи (1996)

Для развития интереса у детей и молодежи к исследованиям космоса, изучению истории авиации и космонавтики в ноябре 1991 года была образована Всеукраинская общественная организация «Украинское молодежное аэрокосмическое объединение (УМАКО )«Сузір’я». Ее создание поддержали тогда Генеральный директор Южмаша Л.Д. Кучма и Генеральный конструктор КБ «Южное» С.Н. Конюхов.

11 июня 1996 года по совместной инициативе НКАУ и УМАКО «Сузір’я» вышел Указ Президента Украины Л.Д. Кучмы о создании в Днепропетровске, на проспекте Гагарина, Национального центра аэрокосмического образования молодежи (НЦАОМ), который открыл свои двери 12 сентября 1996 года – в день 90- летия патриарха отечественного ракетостроения А.М. Макарова. В этот день на площади перед зданием Центра собралась масса школьников, студенческой молодежи и жителей города. Прибыло много высоких гостей из Киева, Москвы и других городов, приехавших поздравить А.М. Макарова и принять участие в открытии Центра.

На трибуне во время открытия Национального центра аэрокосмического образования молодежи в Днепропетровске, 12 сентября 1996 года

Директор НЦАОМ Г.Г. Команов докладывает о готовности Центра к открытию

А.М. Макаров, Л.Д. Кучма и В.Ф. Уткин перерезают голубую ленточку

Экскурсию для высоких гостей проводит ветеран КБ «Южное» В.Н. Паппо-Корыстин

Вниманию высоких гостей была представлена портретная галерея выдающихся ученых, конструкторов, создателей ракетно-космической техники, жизнь и деятельность которых тесно связана с Украиной. Затем в огромном зале на втором этаже были продемонстрированы полномасштабные космические аппараты: от первых ДС-У-1 («Космос -1») до «Интеркосмосов», автоматических универсальных орбитальных станций и главного экспоната – дубля спутника «Січ -1». На стендах и планшетах была воспроизведена история четырех поколений стратегических ракет и 12 космических комплексов, 70 типов космических аппаратов, созданных специалистами КБ «Южное» и Южмаша.

Во дворе Центра, под открытым небом, были выставлены первый днепропетровский космический носитель «Космос», первая комбинированная ракета с минометной схемой старта РТ- 20П, базовый малогабаритный ракетный комплекс МР-УР100 УТТХ. Большой интерес вызвали боевые головные части ракет и двигательные установки ракет-носителей «Космос», «Интеркосмоc» и «Зенит».

Национальный центр аэрокосмического образования молодежи осуществляет свою работу уже более 20 лет. Возможно, сегодня в нем обучаются будущие ученые и конструкторы, которые выведут космическую технику на новый уровень и приумножат славные традиции своих предшественников.

Л.Д. Кучма с победителями конкурса технического творчества «Космические фантазии»

Полет первого космонавта Украины (1997)

Э. И. Кузнецов

Вспоминает заместитель Генерального директора НКАУ (в 1995-2010 гг.) Эдуард Иванович Кузнецов:

«Идея о запуске украинского космонавта в новых политических условиях родилась в кабинетах НКАУ, руководимого Генеральным директором Владимиром Павловичем Горбулиным. Эта идея понравилась Президенту Украины и была им поддержана. На встрече с Президентом США Б. Клинтоном Л.Д. Кучма предложил включить проект полета украинского космонавта в программу расширения сотрудничества между Украиной и США. Для общественности эта идея прозвучала в совместном заявлении президентов США и Украины 11 ноября 1994 года.

Были даны соответствующие поручения Национальной академии наук, НКАУ и НАСА подготовить предложения по программе научных экспериментов, которые будут осуществляться во время полета, план необходимых мероприятий и систему отбора кандидата в космонавты для осуществления этой миссии.

Детали подготовки этого проекта были оговорены на встрече Генерального директора НКАУ А.А. Негоды с главою НАСА Д. Голдиным в июле 1995 года в Вашингтоне. После этого началась напряженная работа в Космическом агентстве Украины и в Академии наук Украины. Руководителем научных экспериментов от Академии наук назначили доктора биологических наук Елизавету Львовну Кордюм. За медико-физическую подготовку кандидатов отвечала группа медиков, которую возглавлял доктор медицинских наук Вадим Якимович Березовский.

Конкурсная комиссия НКАУ выбрала из 28-ми претендентов 4-х кандидатов, которые попарно (Л. Каденюк – В. Мейтарчан, Я. Пустовой – Н. Адамчук) прошли первичную подготовку, стажировку и отбор в космических центрах США.

Первая пара кандидатов на полет в космос:

Леонид Каденюк и Вячеслав Мейтарчан

Вторая пара кандидатов на полет в космос:

Надежда Адамчук и Ярослав Пустовой

С ноября 1996 года Леонид Каденюк и Ярослав Пустовой начали научную, техническую и летную подготовку к полету на космическом корабле «Спейс-шаттл» в Космическом центре им. Джонсона. А в мае 1997 года украинско-американская межгосударственная комиссия «Кучма-Гор» по итогам первичной подготовки в космических центрах США утвердила основным кандидатом на полет летчика-испытателя Л.К. Каденюка, а его дублером – инженера и ученого Я.И. Пустового.

В середине ноября 1997 года на космодром в штате Флорида прибыли представители НКАУ и предприятий космической отрасли, земляки Л. Каденюка из Черновицкой области, группа учеников - участников образовательной программы из Малой академии наук, ученые научных организаций Украины, которые должны были обеспечивать подготовку и проведение экспериментов на орбите.

17 ноября 1997 года самолет Президента Украины Л.Д. Кучмы был принят на аэродроме в районе космодрома им. Дж. Кеннеди. На борту президентского самолета прибыли: первый Президент Украины Л.М. Кравчук, Президент Национальной академии наук Б.Е. Патон, представители Правительства Украины.

18 ноября Леонид Данилович вместе с послом Украины в США Ю. Щербаком посетили в предстартовом изоляторе Леонида Каденюка и провели с ним продолжительную беседу.

Встреча с Леонидом Каденюком и Ярославом Пустовым перед стартом

Беседа с главой НАСА Д. Голдиным

На следующий день, 19 ноября 1997 года, на космодроме собрались около 10 тысяч зрителей, которые пришли проводить в космическое путешествие международный экипаж космического корабля «Колумбия». В 14 часов 39 минут со стартовой площадки с мощным рёвом двигателей космический комплекс STS массой свыше 2000 тонн величественно поднял 100-тонную «Колумбию» и отправил её в полет по орбите вокруг Земли. Через несколько минут включились бортовые камеры и все смогли наблюдать за экипажем на всех этапах выхода корабля в космическое пространство и за работой астронавтов на орбите. Началась 16-суточная космическая вахта для ученых, специалистов космодрома, астронавтов и нескольких десятков тысяч школьников в Украине и США.

Впервые во время полета Леонида Каденюка в космосе побывали: Малый герб Украины, Украинский флаг, Конституция Украины, герб г. Киева, «Кобзарь» Т.Г. Шевченко, портрет выдающегося конструктора ракетно-космической техники М.К. Янгеля и прозвучал из космоса гимн независимой Украины.

Старт «Колумбии» с космодрома на мысе Канаверал, 19 ноября 1997 года

Экипаж миссии STS-87 с Э.И. Кузнецовым и Ю.Н. Щербаком в первые минуты после посадки «Колумбии»

Украинский флаг, впервые побывавший в космосе во время полета Л.К. Каденюка

Презентация книги Л.К. Каденюка «Миссия – Космос». Киев, май 2017 года

Л.Д. Кучма так оценил полет в космос Леонида Константиновича Каденюка:

«Имело большое значение то, что США признали Украину как независимое государство, поддержали её. Действительно, в те годы было стратегическое партнерство с Украиной и даже такое событие, как полёт украинского космонавта Л. Каденюка, это подчеркнуло. Это было важно не только с научной, но и с политической точки зрения».

Объединение предприятий в космическую отрасль (1998)

После распада СССР украинская ракетно-космическая отрасль оказалась в критическом положении. Будучи сбалансированной в условиях Союза, она стала избыточной в Украине: исчезли емкие оборонные заказы, началось падение объемов производства военной продукции. Положение усугублялось новой направленностью оборонной политики Украины.

Начался тяжелый и мучительный этап поиска решений, способных сохранить и стабилизировать отрасль при радикальной ее трансформации.

В 1997 году Указом Президента Украины был установлен профессиональный праздник – День работников ракетно-космической отрасли Украины, отмечаемый ежегодно 12 апреля.

В 1998 году Украина вступила в Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), а Указом Президента Украины «О мероприятиях по повышению эффективности космической деятельности» в сферу управления НКАУ была передана группа промышленных и конструкторских предприятий, а также научно-исследовательских институтов ракетно-космического направления бывшего Министерства общего машиностроения СССР.

Национальному космическому агентству Украины был присвоен статус специального уполномоченного центрального органа исполнительной власти.

Отраслевая коллегия НКАУ – коллегиальный штаб принятия решений

Через два года Постановлением правительства было утверждено положение о представительствах генерального заказчика (ПГЗ) - НКАУ на предприятиях космической отрасли. В течение 2000 года в четырех городах Украины: в Киеве, Днепропетровске, Харькове и Чернигове были созданы ПГЗ-НКАУ, осуществляющие контроль качества ракетно-космической техники.

В 2001 году вышел Указ Президента Украины «О мерах по использованию космических технологий для инновационного развития экономики страны».

Как показало время, это были своевременные решения, позволившие сохранить и укрепить потенциал украинских предприятий. Компактная, высокотехнологичная отрасль стала постепенно наращивать ракетно-космическое производство и уверенно выходить на мировой рынок услуг.

Более двух десятилетий Украина остается ЕДИНСТВЕННЫМ членом эксклюзивного клуба космических держав, чья ракетная промышленность существует благодаря международным коммерческим проектам.

Первый пуск по проекту «Морской старт» (1999)

Экватор Земли всегда «манил к себе» ракетчиков. Из законов механики известно, что запуск ракеты в восточном направлении с экватора позволяет увеличить вес выводимого на орбиту груза за счет вращения Земли. Кроме того, запуск с экватора – самый короткий путь доставки космического аппарата на геостационарную орбиту.

В 1992 году по заданию НКАУ были предприняты попытки создания плавучего комплекса на базе недостроенного авианесущего крейсера «Варяг». После проведения необходимых исследований это направление было признано нецелесообразным.

28 июля 1993 года был подписан исторический протокол совещания рабочей группы РКК «Энергия», КБ «Южное», ПО ЮМЗ и «Боинг» по исследованию возможности запуска космических аппаратов со стартовых устройств морского базирования. Этим документом утвердили намерение сторон осуществлять морские старты ракетой «Зенит». Именно эта ракета, технологическое оборудование и системы созданного на космодроме Байконур космического ракетного комплекса наиболее полно удовлетворяли требованиям морского старта.

Одно из первых совещаний в КБ «Южное» по «Морскому старту»

15 февраля 1995 года прошла встреча участников рабочей группы с Президентом Украины Л.Д. Кучмой.

В.М. Филин

Ветеран РКК «Энергия» В.М. Филин вспоминал:

«Проект «Морской старт» превосходил по своей организационной сути «Энергию-Буран». Только там были все свои, а здесь – зарубежные коллеги. Такое содружество огромных фирм из разных стран требовало специальных решений правительств. Американцам нужно было получить разрешения на техническое содействие, нам – получить лицензию и распоряжение правительства на ведение таких работ. Украине – разрешения НКАУ и добро Президента на участие в проекте и передачу эксклюзивных прав в компанию…

Мы вошли в зал. Большой стол, красиво оформленный цветами. Вошел Президент. Как-то не верилось, что это бывший ведущий конструктор КБ «Южное» вошел в зал заседаний в сопровождении своих помощников. Президент тепло поздоровался с каждым. Никого он не забыл, каждому сказал пару слов. Показалось, что он опять стал своим, опять ушел в прошлое, в глазах появилась ностальгия. Но это было какое-то минутное наваждение. Затем Леонид Данилович опять вернулся в «президентство». Он сел за стол напротив нас: «Мне говорили о цели вашего прилета… Считаю, что мы должны в ракетной области двигаться совместно»…

В кабинете Президента состоялся краткий, но весьма важный и результативный разговор, в котором приняли участие секретарь Совета по национальной безопасности Украины Владимир Горбулин, Генеральный конструктор РКК «Энергия» Юрий Семенов, Генеральный директор Российского космического агентства Юрий Коптев, Генеральный конструктор КБ «Южное» Станислав Конюхов, Генеральный директор Южмаша Юрий Алексеев, руководители норвежского «Кварнера» Пер Кристинсен, Фидерик Шнитлер и другие.

Президент Украины Л.Д. Кучма подвел итог встречи: «Я одобряю участие КБ «Южное» и Южмашзавода в этой компании и проекте. Украина не подведет!» Поездка в Украину была, пожалуй, определяющей. Наши зарубежные партнеры получили гарантии не только руководства России, но и Украины».

Пятого мая 1995 года в г. Сиэтл (США) состоялось историческое событие: фирмы «Боинг», «Кварнер», РКК «Энергия», КБ «Южное» и ПО ЮМЗ, известные в своих странах как основные создатели и производители самолетов, судов, ракет, объединились в компанию Sea Launch для реализации запусков космических аппаратов из океана.

28 марта 1999 года космическая ракета «Зенит-3SL» впервые стартовала из района экватора в Тихом океане с плавучей пусковой платформы и вывела на переходную к геостационарной орбите демонстратор весом около 4,5 тонны.

Рабочая встреча на стартовой платформе «Одиссей»

Первый экваториальный пуск ракеты-носителя «Зенит-3SL»

Президент Украины Л.Д. Кучма в сборочном цехе Южмаша

Всего, с марта 1999 года, осуществлено 36 пусков ракет-носителей «Зенит-3SL» с космическими аппаратами многих стран мира.

За время своего существования проект «Морской старт» сталкивался и с техническими трудностями, и с финансовыми проблемами, и с реорганизацией компании. Однако до сих пор он остается уникальным примером международного сотрудничества в космической сфере и имеет перспективы для дальнейшего продолжения…

Старт программы «Днепр» (1999)

В.А. Андреев

Вспоминает Почетный президент компании «Космотрас» В.А. Андреев:

«В день 85-летия Михаила Кузьмича Янгеля его соратники и родственники собрались у его могилы в Москве, на Новодевичьем кладбище. Был там и Леонид Данилович Кучма. На обратном пути в его машине я изложил суть проекта «Днепр» и необходимость его поддержки со стороны Украины».

В результате, 25 октября 1996 года Президент Украины Леонид Кучма направил письмо Председателю правительства Российской Федерации Виктору Черномырдину:

«В целях углубления связей между Украиной и Российской Федерацией, расширения сотрудничества в космосе, считал бы целесообразным поддержать инициативу предприятий Украины о возможном расширении выхода на рынок космических услуг, заключающуюся в использовании в качестве ракет-носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-36М (SS-18), подлежащих ликвидации, в международных космических программах... Такое использование ракет допускается международными договорами».

В.С. Черномырдин дал по письму поручение рассмотреть поставленный вопрос. Роскосмос и Национальное космическое агентство Украины в меморандуме от 12 ноября 1996 года «Признали целесообразным развертывание работ по программе использования ракет 15А18 для запусков космических аппаратов. Работы по ним было решено производить по взаимоувязанным планам в сложившейся кооперации предприятий России и Украины».

31 мая 1997 года во время визита Бориса Ельцина в Киев было подписано совместное заявление президентов Украины и Российской Федерации, которым определялись приоритетные направления двустороннего сотрудничества в области космической деятельности на долгосрочную перспективу. В заявлении предусматривалось создание украинско-российского космического комплекса «Днепр» на базе ракет 15А18 (SS-18), которые снимались с боевого дежурства в РФ, для запуска космических объектов в мирных целях.

В сентябре 1997 года была создана Международная космическая компания (МКК) «Космотрас», которую возглавил Владимир Алексеевич Андреев. Работая на Южмаше, он проявил себя талантливым инженером, творческой личностью, незаурядным организатором производства. Прошло менее года со дня подписания совместного решения президентов Украины и России, как на базе «Сатаны» был подготовлен к первому старту новый космический носитель «Днепр».

Члены Госкомиссии по пуску РН «Днепр»: А.В. Усенков, С.Н. Конюхов, В.А. Андреев, В.Ф. Уткин

21 апреля 1999 г. с космодрома Байконур состоялся успешный первый пуск РН «Днепр»

В знак признания заслуг в продвижении программы «Днепр» на годовом общем собрании акционеров МКК «Космотрас» 17 июля 2007 года Л.Д. Кучма был утвержден Почетным президентом (от Украины) Международной космической компании «Космотрас».

Участники одного из пусков РН «Днепр» с пускового центра Ясный: Н.П. Белоблоцкий, В.А. Андреев, Л.Д. Кучма, В.С. Черномырдин, В.А. Щеголь

Команда программы «Днепр» на встрече в ГКАУ, ноябрь 2010 года

Всего за период с 1999 по 2015 годы с космодрома Байконур и пускового центра Ясный было осуществлено 22 пуска ракет-носителей «Днепр», а сама программа стала одним из самых удачных конверсионных проектов.

Не забывать прошлого – ради будущего

После завершения президентских полномочий Л.Д. Кучма сосредоточился на работе Благотворительного фонда «Украина», главным направлением которого стала поддержка талантливой молодежи.

Осуществляя большую общественную работу и проводя много различных встреч, Леонид Данилович не потерял интереса к событиям, происходящим в ракетно-космической отрасли. Он хранит в памяти многие славные имена, чтит юбилейные даты и знаменательные события.

С Генеральным секретарем Международной академии астронавтики Ж.-М. Контаном (в центре). Киев, июнь 2010 года

Встреча в Киеве с летчиком-космонавтом Г.М. Гречко, май 2011 года

Награждение медалью КБ «Южное» «100 лет М.К. Янгелю» выдающихся учёных на 62-м Международном астронавтическом конгрессе, октябрь 2011 года

На совместном заседании в НАН Украины, посвященном 75-летию со дня рождения академика С.Н. Конюхова, апрель 2012 года

Воспоминания о Владимире Фёдоровиче Уткине, октябрь 2013 года

С академиками Б.Е. Патоном и В.П. Горбулиным, октябрь 2013 года

С коллегами по КБ «Южное» и Южмашу в Днепропетровске, апрель 2014 года

Пройдут столетия, но человечество будет с благодарностью вспоминать вторую половину XX века, когда были сделаны первые шаги в Космос, и удалось предотвратить большую войну на Земле.

В этом весомая заслуга тех, кто работал в ракетно-космической отрасли, кто начинал свой полет с Днепровского старта и кто, не смотря на трудности, продолжает идти вперед.

Ракетчик, ставший Президентом. Часть 1. Детство и юность
    Ракетчик, ставший Президентом. Часть 2. Школа КБ «Южное»
    Ракетчик, ставший Президентом. Часть 3. Во главе Южмаша

.

Последние новости 11.12.2018: Китай хочет в апреле запустить возвращаемый спутник нового поколения
06.12.2018: Юрію Сергійовичу Алексєєву - 70!
03.12.2018: РН Falcon-9 доставила на орбиту 64 спутника