Аэрокосмическое общество Украины
Аэрокосмический портал Украины
"Информационно-аналитический центр "Спейс-Информ"
 
В начало     Новости      Аналитика      Право      Магазин      Справочник      О нас
 
  Главные темы
   
 
Ракетчик, ставший Президентом. Часть 2. Школа КБ «Южное»

Л.Д. Кучма выступает на торжественном собрании в КБ «Южное», посвященном 65-летию со дня рождения М.К. Янгеля, 25 октября 1976 года


    Н.А. Митрахов, В.П. Платонов, А.Ю. Тимченко

    КБ «Южное» им. М.К. Янгеля

    После окончания Днепропетровского государственного университета (1960) Леонид Данилович прошел путь от инженера до первого заместителя Генерального конструктора-начальника КБ «Южное».

    Уже в 1964-1966 гг. старший инженер Кучма принял участие в разработке и создании уникальных образцов ракетно-космической техники: посадочного модуля на Луну и орбитальной ракеты.

    В 1966 году Главный конструктор КБ «Южное» М.К. Янгель назначил 28-летнего Леонида Кучму ведущим конструктором новых космических носителей «Циклон-2А» и «Циклон-2». Полезной нагрузкой у этих носителей были экспериментальные спутники-истребители и управляемые спутники морской космической разведки. За годы работы в группе ведущих конструкторов КБ «Южное» Л.Д. Кучма проявил не по годам серьезное отношение к порученному участку работы, зарекомендовал себя грамотным, коммуникабельным и самостоятельно мыслящим специалистом.

    Помощнику Главного конструктора КБ «Южное» Л.Д. Кучме (1972-1975 гг.) пришлось в ранге полномочного представителя головной организации-разработчика неоднократно брать на себя ответственность за принимаемые на полигонах решения. В эти годы Леонид Данилович окончательно сформировался как организатор разработки и отработки ракетно-космических систем, досконально знающий технику, умеющий находить общий язык и налаживать плодотворное взаимодействие с представителями заказчика и многочисленными смежными организациями.

    Начало 1980-х годов было самым напряженным периодом в истории КБ «Южное», насыщенным разработками и испытаниями боевых ракетных комплексов «Воевода», БЖРК, «Молодец»; спутников «Целина», «Тайфун», «Океан» и ракет-носителей «Циклон», «Зенит». В это время Леониду Даниловичу приходилось особенно часто летать на полигоны в качестве первого заместителя Генерального конструктора В.Ф. Уткина.

    За более чем четвертьвековой период работы в КБ «Южное» Л.Д. Кучма приобрел опыт инженера-ракетчика и ведущего конструктора направления, прошел школу организатора и руководителя. Это стало надежной основой для его дальнейшего профессионального роста.

    Молодой специалист (1960-1966 гг.)

    19 сентября 1960 года Леонид Данилович Кучма был принят на работу в ОКБ-586 (будущее КБ «Южное») и назначен инженером-конструктором отдела, который вел разработку агрегатов автоматики: дренажно-предохранительных клапанов, пневмо- и гидроклапанов, регуляторов, редукторов. Таких агрегатов на каждой ступени ракеты устанавливалось несколько десятков, так что работы в секторе всегда было много. Включился в нее и молодой специалист Кучма.


    Коллектив сектора агрегатов автоматики, 1962 год

    Осенью 1962 года Леонида Кучму избрали секретарем комитета комсомола ОКБ-586 и он со свойственной ему энергией начал действовать.

    Важнейшей сферой этой деятельности была производственная: ширилось и углублялось шефство комсомольской организации над разработкой и изготовлением ракет Р-14У, Р-16У, Р-26, Р-36.

    Чуткого внимания требовала организация досуга молодых людей. В 1962 году был проведен первый фестиваль КБЮ, состоящий из спортивной, художественной и конкурсной частей. Этот фестиваль с энтузиазмом воспринял весь коллектив КБ. Он отличался массовостью, дал возможность работникам, особенно молодым, проявить себя, отстаивая честь своего подразделения. Фестиваль стал новым направлением работы комсомола и проводился в дальнейшем более двух десятков лет.


    На смотре художественной самодеятельности ОКБ-586

    Комсомольцы предприятия приняли активное участие в организации выпуска своей газеты, первый номер которой вышел в декабре 1963 года под наименованием «Конструктор». В каждом номере газеты публиковались не только актуальные материалы, но и критические статьи, фельетоны.

Обсуждение номера газеты...

Один из номеров сатирического приложения «Оса»

    В 1964 году комсомольцы предприятия активно участвовали в создании бюста Т.Г. Шевченко, впоследствии установленного на пике Кавказского хребта, носящего имя великого поэта.


    Установка бюста Т.Г. Шевченко на вершине пика Кавказского хребта, 1964 год

    В этот период проявились организаторские способности Леонида Кучмы в умении подбирать людей, выслушивать другие мнения, принимать нестандартные решения.

    Осенью 1964 года новым секретарем комитета комсомола ОКБ-586 на следующие два года (1964-1966) избрали Станислава Уса – будущего ведущего конструктора ракеты Р-36М, главного конструктора ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2, Героя Соцтруда.

    Проводя свою кадровую политику, Михаил Кузьмич Янгель держал в поле зрения тех, кто показал свою перспективность. По мнению М.К. Янгеля, Леонида Кучму стоило испытать в группе ведущих конструкторов, где были необходимы организаторские способности.


    М.И. Галась

    М.И. Галась, в то время работавший помощником Главного конструктора по испытаниям и руководивший группой ведущих конструкторов, вспоминал: «После окончания отчетно-выборного комсомольского собрания Михаил Кузьмич Янгель пригласил меня зайти. Я вошел в его кабинет. Он поднял голову, закурил «Лайку» и сказал, чуть прищурясь:

    - Миша, я нашел тебе хорошего помощника. Замечательный парень и толковый руководитель.

    Я в ожидании: - Кто?

    - Переизбрали комсорга ОКБ, освободился Кучма Леня. У него цепкий, острый, азартный ум. Впоследствии будет прекрасный ведущий, а может и больше… Завтра подпишу приказ о его назначении к тебе в группу ведущих, а ты определись сам, какую ракету поручить ему вести.

    Завтра была суббота. В понедельник пришел Леня. Я ему сразу:

    - Ты кем хочешь быть? Ведущий должен решать все вопросы грамотно…. Советуясь. Если ты этого не сможешь – будешь, в лучшем случае, диспетчером. Выбирай…

    - Я хочу быть ведущим.

    - Тогда будешь заниматься орбитальной ракетой, а вернее, орбитальной ступенью. Это дело новое для разработчиков, военных и всей страны…»

    Ракета Р-36орб – носитель, созданный для вывода орбитальной головной части на низкую околоземную орбиту и подхода ее к цели на Земле с любого направления. Ракета могла нанести удар по территории США не с северного направления, где сооружалась система противоракетной обороны, а с южного направления, где у Соединенных Штатов системы ПРО не было.


    Совещание у М.К. Янгеля по вопросам отработки орбитальной головной части


    Орбитальная ракета Р-36орб на наземной стартовой позиции

    Летные испытания ракеты Р-36орб начались на полигоне Байконур в декабре 1965 года. Испытательные пуски ракет производились в 1965-1968 годах по полигону Кура на Камчатке, району Новая Казанка (боевые поля полигона Капустин Яр) и в акваторию Тихого океана.


    М.И. Галась, В.П. Горбулин, Л.Д. Кучма на пути в Капустин Яр

    19 ноября 1968 года ракета Р-36орб с орбитальной головной частью была принята на вооружение.

    Впоследствии Л.Д. Кучма так оценил создание орбитальной ракеты:

    «Как я теперь понимаю, момент, когда мы окончательно отработали орбитальный вариант ракеты Р-36 (техническим руководителем испытаний этой ракеты был Михаил Иванович Галась), можно назвать одним из главных событий в истории ХХ века: именно тогда стало ясно, что победителей в ракетно-ядерной войне не будет, остается лишь путь переговоров и разоружения. Орбитальный вариант ракеты перечеркнул все надежды американцев на успешную противоракетную оборону. Наша ракета показала, что может достичь любой точки планеты, причем вычислить, куда направляется орбитальная боеголовка в те времена было невозможно».

    Ведущий конструктор (1966-1972 гг.)

    В 1966 году Главный конструктор КБ «Южное» Михаил Кузьмич Янгель назначил 28-летнего Леонида Кучму ведущим конструктором новых космических носителей «Циклон-2А» и «Циклон-2». Полезной нагрузкой у этих носителей были экспериментальные спутники-истребители (ИС) и управляемые спутники (УС) морской космической разведки.


    Ведущий конструктор КБ «Южное» Л.Д. Кучма

    Приказ о назначении Л.Д. Кучмы ведущим конструктором РН «Циклон-2А» и «Циклон-2», ноябрь 1966 года


    В период отработки систем ИС и УС команда испытателей во главе с Л.Д. Кучмой проводила в командировках на полигоне столько же времени, сколько и в Днепропетровске. Условия на Байконуре были спартанские: приходилось пить желтую воду, мерзнуть в неотапливаемых номерах гостиниц, работать иногда по двадцать четыре часа в сутки…


    Гостиница КБ «Южное» на 43-й площадке полигона Байконур

    Испытатели КБ «Южное» в гостинице на полигоне Байконур


    В качестве технического руководителя летных испытаний РН «Циклон-2А» Л.Д. Кучма принял непосредственное участие в осуществлении первого в истории космического перехвата, когда один спутник обнаружил другой, сблизился с ним и поразил его. Произошло это событие 1 ноября 1968 года, но информация о нем была строжайше засекречена.


    РН «Циклон-2А»

    Космический аппарат ИС


    5 августа 1969 года группа испытателей во главе с Л.Д. Кучмой с честью вышла из драматической ситуации во время первого пуска ракеты-носителя «Циклон-2».

    Из воспоминаний участника первого пуска РН «Циклон-2» Николая Сорокина:

    «Пятого августа 1969 года на Байконуре стояла жара: утром — более тридцати градусов, в полдень — за сорок. Шла подготовка к первому пуску модифицированной ракеты-носителя «Циклон-2». Началась самая ответственная операция по заправке ракеты. В целях безопасности принято решение заправлять покомпонентно: сначала окислитель, потом горючее. И вдруг — перелив окислителя из бака первой ступени. Не сработала бортовая система контроля. Азотная кислота разлилась лужей по бетонной площадке, разъела изоляцию кабелей... Пошли на заправку горючего. И снова неудача: перелив из бака первой ступени. Раздались взрывные хлопки — вспыхнул пожар, так как на «Циклоне» применялись самовоспламеняющиеся компоненты топлива.

    Что такое пожар при запуске ракеты на полигоне, знали хорошо. За считанные секунды спецтранспорт у забора стартовой площадки как ветром сдуло. Пусковая бригада работает в герметичном бункере. Поэтому индивидуальные противогазы были свалены в кучу. Но как только запахло пожаром, срочно начали разбирать противогазы, а на всех не хватает: «Это мой!» — «Нет, это мой!».

    К этому времени вернулся в бункер Виталий Белый, который проверял, как обгорели кабели. От его босоножек остались только застежки — подошвы «съела» азотная кислота. А на наблюдательном пункте вскрыли запасные ворота. Водители легковых автомобилей членов Госкомиссии выстраивались в колонны, деформируя крылья и бамперы, но соблюдая ранги своих пассажиров.

    К счастью, противопожарная стартовая система сработала великолепно. Аварии не произошло... Леонид Кучма отдал необходимые команды на прекращение заправки, немедленно создал рабочую группу для выяснения причин происшествия.

    А в это время ракета тяжело «дышала» на старте. Из ее дренажных клапанов извергались клубы едкого рыжего пара. Что это? Признак «тяжелой болезни» или всего лишь «легкая простуда»? Анализ показал, что три бака заправлены, осталось дозаправить только бак горючего второй ступени, и ракета готова к пуску. А если система контроля откажет, как на первой ступени, и дозаправлять придется «вслепую»?

    Принять решение о продолжении испытаний было очень сложно, потому что из-за отсутствия информации об объеме газовой подушки может возникнуть ошибка в расчете соотношения давлений в баках второй ступени, и тогда деформация промежуточного днища приведет к самовоспламенению компонентов топлива. Результат — взрыв такой силы, что от стартового комплекса останется только прилегающая бетонная полоса. В этом случае испытания отодвинутся на много лет. При пуске с недозаправленным баком из-за усиленного расхода окислителя может сгореть двигатель. Опять же — авария.

    Испытатели работали без перерыва на обед, ужин, проводили оценки, готовили заключения, прогнозы к продолжению испытаний. После бессонной ночи на следующее утро испытатели сгрудились вокруг технического руководителя:

    - Ночью связывался с Днепропетровском: Михаила Кузьмича нет, а его заместители считают: отказ — налицо, испытание надо прекратить, ракету отправить на завод. Но если мы найдем возможность продолжить испытания, то нашего разговора не было при любом исходе... А отвечать за все будем мы.

    - Я считаю, что испытания надо продолжить. За время транспортировки на завод дефект может самоустраниться. Я верю ребятам, мы сумеем дозаправиться «вслепую». — Алексей Михальцов, испытатель, как всегда говорил медленно. С паузой после каждого слова…

    Совещание прервал дежурный по воинской части: «Заседание Госкомиссии через тридцать минут».

    Государственная комиссия заседала более двух часов. Основной и единственный докладчик — Леонид Кучма. От докладчика по всем вопросам требовали гарантий. Перепроверялся каждый выпущенный за ночь документ (расчет, заключение)».

    На итоговых документах свои подписи поставили: Леонид Кучма, Василий Аврамченко, Станислав Аверков, Виталий Белый, Марк Волошин, Евгений Карастоянов, Николай Коваленко, Эдуард Компаниец, Владимир Молчанов, Алексей Михальцов, Николай Сорокин...

    Своими впечатлениями об этом критическом моменте поделился Михаил Иванович Галась:

    «Как всегда, в таких сложных нештатных ситуациях, начинаются сомнения, возникают скороспелые предложения. Еще вопросы, вопросы... Есть сомневающиеся...

    Немного выждав, Леонид Кучма встал. Чувствовалось, что нервы напряжены. Последовало: «Все... Обсуждение прекращаем, идем на пуск». Повернулся в мою сторону, — я кивнул головой. Вышел из-за стола и пошел на улицу к машине. Все последовали молча за ним. Леонид Данилович шагал уверенно по асфальту, переваливаясь с ноги на ногу.

    «Какой крепкий руководитель растет у вас в КБ», — сказал мне начальник штаба космодрома генерал Дашкевич».

    После решения Госкомиссии ракета была дозаправлена и успешно запущена в космос.

    По утверждению участников запуска, именно в тот день родился настоящий ракетчик и состоялся крепкий руководитель.


    РН «Циклон-2»

    За годы работы в группе ведущих конструкторов КБ «Южное» Л.Д. Кучма проявил не по годам серьезное отношение к порученному участку работы, зарекомендовал себя грамотным, коммуникабельным и самостоятельно мыслящим специалистом. Через его руки, голову и сердце прошли боевые и космические ракеты, вошедшие золотыми страницами в историю отечественного ракетостроения. Так, например, РН «Циклон-2» до сих пор остается мировым лидером по надежности.


    Ведущие конструкторы с заместителем Главного конструктора по испытаниям, Героем Соцтруда В.В. Грачевым

    Помощник Главного конструктора КБ «Южное» (1972-1975 гг.)

    25 октября 1971 года в день своего 60-летия трагически ушел из жизни начальник и Главный конструктор КБ «Южное» Михаил Кузьмич Янгель. Он руководил предприятием в течение 17 лет (1954-1971) и внес определяющий вклад в становление и развитие КБ «Южное».

    29 октября 1971 года начальником и Главным конструктором КБ «Южное» был назначен Владимир Федорович Уткин. В Днепропетровске, в конструкторском отделе завода №586, а затем – в ОКБ-586, он трудился с 1952 года, пройдя путь от инженера-конструктора до первого заместителя начальника и Главного конструктора КБ «Южное».

    По рекомендации М.И. Галася, 11 августа 1972 года исполняющим обязанности помощника Главного конструктора В.Ф. Уткина по испытаниям был назначен Л.Д. Кучма с подчинением ему группы ведущих конструкторов. Леониду Даниловичу пришлось в ранге полномочного представителя головной организации-разработчика (с правом подписи за Главного конструктора) неоднократно брать на себя ответственность за принимаемые на полигонах решения.


    Приказ о назначении Леонида Кучмы и.о. помощника Главного конструктора КБ «Южное» по испытаниям, август 1972 года

    В эти годы Л.Д. Кучма окончательно сформировался как организатор разработки и отработки ракетно-космических систем, досконально знающий технику, умеющий находить общий язык и налаживать плодотворное взаимодействие с представителями заказчика и многочисленными смежными организациями.


    На 20-летии КБ «Южное», апрель 1974 года

    Школа управления (1975-1982 гг.)

    В начале октября 1975 года на отчетно-выборной конференции партийной организации КБ «Южное» Л.Д. Кучму избрали секретарем парткома.

    В многогранной деятельности возглавляемого Л.Д. Кучмой партийного комитета основными были производственные вопросы. Годы секретарства Леонида Кучмы в парткоме КБ «Южное» оказались насыщенными созданием новых образцов ракетно-космической техники. В 1975-1978 годах были сданы на вооружение ракетные комплексы Р-36М, МР-УР100. Проведены разработка, отработка, летные испытания и сдача в эксплуатацию ракетных комплексов МР-УР100 УТТХ, Р-36М УТТХ. Начаты летные испытания комплекса «Периметр». Разработаны эскизные проекты, конструкторская документация и начата наземная экспериментальная отработка стационарного и железнодорожного комплексов с ракетами РТ-23, а также космического ракетного комплекса 11К77 («Зенит»). Во всех этих достижениях был весомый вклад партийной организации КБ, ее парткома и секретаря Л.Д. Кучмы.

    В сентябре 1978 года прошла отчетно-выборная конференция партийной организации КБ «Южное». Заслушав отчет Л.Д. Кучмы о деятельности комитета, коммунисты сочли эту деятельность удовлетворительной и избрали Леонида Даниловича на следующий срок.


    Г.С. Титов и Л.Д. Кучма на родине М.К. Янгеля в Сибири, октябрь 1977 года

    На 25-летии КБ «Южное» у памятника М.К. Янгелю, апрель 1979 года

    В.П. Горбулин


    Вспоминает Владимир Павлович Горбулин - работник отдела оборонной промышленности ЦК КПУ в 1977-1990 гг.:

    «Осенью 1978 года Л.Д. Кучму избрали секретарем парткома КБЮ во второй раз, а с избранием секретаря парткома Южмаша возникли проблемы.

    В Киев на согласование приезжает Владимир Сергеевич Лобанов. К сожалению, он видит себя уже секретарем, до избрания... Как результат, на следующий день я, по поручению В.Д. Крючкова, вылетаю в Днепропетровск. Перечень лиц, с которыми мне надлежит встретиться в обязательном порядке и именно в такой последовательности, следующий: В.Ф. Уткин, С.П. Метлов, А.В. Мигдеев и последний, в силу вероятных сложностей при разговоре, – А.М. Макаров.

    Но самый сложный разговор получился у меня первый – с Владимиром Федоровичем Уткиным, поскольку секретарем парткома ЮМЗ предлагалось избрать не заводчанина, а Леонида Даниловича Кучму. Я знал и от Уткина, и от Кучмы, что Владимир Федорович просил Леонида Даниловича остаться на второй срок секретарем парткома КБЮ, и вдруг такой поворот…

    Наш разговор длился не менее часа. Уткин иногда останавливался на полуфразе, думал о чем-то своем, но все-таки, с какой-то горечью, согласился».

    В начале 1980-х гг. партийная организация Южмаша превышала десять тысяч членов, а партком завода объединял в своем составе 23 парткома, в т.ч. и партком КБ «Южное».


    В.Г. Команов

    Ветеран КБ «Южное» и Южмаша В.Г. Команов вспоминает:

    «Закон «новой метлы» заводчане почувствовали через неделю – свой рабочий день секретарь парткома начинал не с кабинета, а с обхода цехов завода. Во время знакомства с людьми обсуждались вопросы: техническая оснащенность, чистота, номенклатура, зарплата, условия труда и жизни, чем нужно помочь. Впервые в практике завода была введена система оперативок в цехе главной сборки под началом секретаря парткома, с участием руководства завода (главного инженера, начальника производства) и начальников цехов, не обеспечивших поставку комплектующих. Выполнение сроков – довлело над всеми. Но это не был «дамоклов меч». Это была помощь в оценке ситуации, преодолении узких мест и вхождении в сроки».

    Учитывая, что партийная организация ПО ЮМЗ была одной из крупнейших в Украине, а Южмаш превратился в главную кузницу ракетного оружия СССР, можно представить, какой груз полномочий и ответственности лег на плечи сорокадвухлетнего Леонида Кучмы. Но он не превратился в партийного функционера и бюрократа, а был активным секретарем парткома ПО ЮМЗ, для которого создание техники мирового уровня стало основным делом жизни. Вопросы производственной деятельности объединения, выполнения плана работы, состояния опытно-конструкторских разработок, качества и надежности изделий были главными направлениями в работе.


    А.М. Макаров и Л.Д. Кучма на праздничной демонстрации

    С патриархом ракетных двигателей В.П. Глушко

    Академик Б.Е. Патон в гостях у ракетчиков


    То, чего опасался Генеральный конструктор КБ «Южное» В.Ф. Уткин при избрании Л.Д. Кучмы секретарем парткома ПО ЮМЗ, не произошло – он не попал ни под чье под влияние, а твердо вел линию по созданию ракетных комплексов для обороны страны. И это не осталось незамеченным…

    Первый заместитель Генерального конструктора-начальника КБ «Южное» (1982-1986 гг.)

    Начало 1980-х годов было самым напряженным периодом в истории КБ «Южное», насыщенным разработками и испытаниями боевых ракетных комплексов «Воевода», БЖРК, «Молодец»; спутников «Целина», «Тайфун», «Океан» и ракет-носителей «Циклон», «Зенит».

    Именно в этот период приказом министра общего машиностроения СССР от 4 февраля 1982 года Л.Д. Кучма был назначен первым заместителем Генерального конструктора-начальника КБ «Южное».


    Приказ о назначении Л.Д. Кучмы на должность первого заместителя начальника и Генерального конструктора КБ «Южное», февраль 1982 года


    Времени на освоение в новой должности не было – обстановка требовала незамедлительных и решительных действий. Генеральный конструктор в зависимости от обстоятельств и необходимости улетал то в одну командировку, то в другую: Москва, Байконур, Плесецк, Алтай, Воронеж, Ленинград, Киев, Харьков – вот далеко не полный перечень «точек», где бывал в то время В.Ф. Уткин. К тому же, он был еще членом ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР, академиком академий наук Украины и СССР.

    Наступило время, когда Л.Д. Кучме пришлось держать серьезный экзамен на заседании Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК), где он делал доклад о плане-графике создания модернизированного БЖРК. За длинным столом сидели министры девяти союзных министерств военно-промышленного комплекса: Министерства авиационной промышленности; Министерства машиностроения (боеприпасов); Министерства оборонной промышленности; Министерства общего машиностроения; Министерства промышленности средств связи; Министерства радиотехнической промышленности; Министерства среднего машиностроения; Министерства судостроительной промышленности; Министерства электронной промышленности.

    К началу 1980-х годов на 1770 предприятиях этих девяти министерств была сосредоточена вся военная промышленность СССР. В число этих предприятий входили 450 научно-исследовательских и 250 опытно-конструкторских организаций. Всего в интересах военно-промышленного комплекса работало около 10% научно-технического и производственного потенциала страны - в общей сложности около 12 миллионов человек. Военная промышленность давала более 20% объема всей валовой продукции страны.

    Заседания комиссии проводились в Овальном зале Кремля под руководством председателя ВПК – заместителя председателя Совета Министров СССР Леонида Васильевича Смирнова (он был в течение 22 лет одним из самых засекреченных руководителей страны). Повестка дня ВПК обычно включала в себя 1-2 крупных вопроса военного строительства на перспективу и 2-3 вопроса текущих, требующих разрешения. Докладчиками по первым вопросам были министры головных министерств, Генеральные конструкторы и другие члены ВПК или приглашенные руководители других ведомств. По принятым решениям составлялся официальный документ: «Решение ВПК Совмина СССР». Оно было обязательным для выполнения всеми министерствами и строго контролировалось.

    Из воспоминаний участника заседания ВПК В.П. Чеховского:

    «Леонид Данилович, нисколько не тушуясь, обстоятельно, с полным пониманием дела, как будто он всю жизнь занимался твердотопливной тематикой, доложил по рассматриваемому вопросу и ответил на все вопросы, касающиеся отдельных разногласий междуминистерствами по срокам и содержанию. Несмотря на внешнее спокойствие, чувствовалось, что Леонид Данилович был напряжен. Разрядка наступила, когда мы с плакатами вышли из Кремля и шли к машине. Кучма шел молча, вразвалку, чуть впереди и вдруг, остановившись, повернулся к нам. Неизменная улыбка осветила его лицо: «Ну что, порядок?»


    Л.Д. Кучма и Л.В. Cмирнов

    В это время значительное место в деятельности первого заместителя Генерального конструктора Л.Д. Кучмы занимало участие в работе Государственной комиссии по летным испытаниям твердотопливных ракетных комплексов стационарного и железнодорожного базирования.

    Председатель Госкомиссии генерал-полковник Г.Н. Малиновский в своих воспоминаниях написал: «Техническим руководителем испытаний – заместителем председателя был назначен Владимир Федорович Уткин. Комиссия без малого 40 человек: по 50% гражданских и военных. В силу занятости Уткина иногда в Госкомиссии его представлял первый заместитель Л.Д. Кучма. Для него характерны профессионализм, хорошее знание комплекса, условий его создания и производства, работоспособность, деловитость, стремление создать в коллективе товарищеские отношения, коммуникабельность, обязательность. В.Ф. Уткин видел, что у меня с Кучмой работа получается и стал реже приезжать. Я понял, какой груз ложится на плечи Кучмы. Но в своих беседах я стремился его поддержать. Наши товарищеские отношения мы сохранили на многие годы».


    Минометный старт ракеты РТ-23 с заклоном

    В это время другая Госкомиссия, руководимая космонавтом №2 Г.С. Титовым, проводила на Байконуре летные испытания ракеты-носителя 11К77 – будущего «Зенита».

    Бывший начальник 5-го Научно-испытательного управления космодрома Байконур полковник В.А. Недобежкин рассказывал: «Леонид Данилович Кучма почти во всех Государственных комиссиях по КРК «Зенит», кроме комиссии на первый пуск, представлял В.Ф. Уткина как технического руководителя в том числе и на одной из комиссий, проходившей в КБЮ. При его приездах на объект мы всегда обходили рабочие места, чтобы самим убедиться, как идут дела».


    Транспортировка РН «Зенит» на стартовый комплекс


    Л.Д. Кучма выступает перед участниками очередного пуска РН «Зенит»

Поздравление с успешным пуском

    Параллельно с отработкой РН «Зенит» шла отработка модуля первой ступени сверхмощной ракеты «Энергия», созданного на базе первой ступени «Зенита». В целом первая ступень ракеты «Энергия» – блок А – состояла из четырех модулей 11С25, разработанных в КБ «Южное» и изготавливавшихся на Южмаше.

    Середину 1980-х годов в истории КБ «Южное» без преувеличения можно считать самым напряженным периодом, насыщенным разнообразными разрабатываемыми, отрабатываемыми и сдаваемыми на вооружение ракетно-космическими комплексами и космическими аппаратами. Ни одна ракетно-космическая фирма в мире не имела такого портфеля заказов и такого широкого фронта работ.

    Годы работы в КБ «Южное» первым заместителем Генерального конструктора стали для Л.Д. Кучмы важной вехой в его судьбе и «высшей школой» для дальнейшей деятельности.

    Сам Леонид Данилович говорил так: «Четыре года своей работы в качестве первого заместителя Владимира Федоровича Уткина я считаю одним из самых своих плодотворных периодов».


    В.Ф. Уткин и Л.Д. Кучма

    За более чем четвертьвековой период работы в КБ «Южное» Л.Д. Кучма приобрел опыт инженера-ракетчика и ведущего конструктора направления, прошел школу организатора и руководителя. Это стало надежной основой для его дальнейшего профессионального роста.

    Продолжение следует…

    Ракетчик, ставший Президентом. Часть 1. Детство и юность
    Ракетчик, ставший Президентом. Часть 3. Во главе Южмаша
    Ракетчик, ставший Президентом. Часть 4. Забота о космическом будущем Украины




.

 
 
 
  Последние новости 17.10.2018: Российская компания S7 Space проконтролировала изготовление украинских "Зенитов"
16.10.2018: Глава Ariane Group рассказал о новой европейской ракете Ariane 6
12.10.2018: Проходить візит польської делегації в Україну
12.10.2018: Підприємства космічної галузі взяли участь у міжнародних виставках
11.10.2018: КБ «Южное» посетила делегация Польского космического агентства POLSA





© Space-Inform,  Kiev, 2001  
 

При использовании материалов ссылка на "СПЕЙС-ИНФОРМ" обязательна