Аэрокосмическое общество Украины
Аэрокосмический портал Украины
"Информационно-аналитический центр "Спейс-Информ"
 
В начало     Новости      Аналитика      Право      Магазин      Справочник      О нас
 
  Главные темы
   
 
Эксклюзивное интервью и.о. главы Государственного космического агентства Украины Юрия Радченко агентству "Интерфакс-Украина"

Интерфакс-Украина
02.03.2017

Вопрос: Остаются ли в силе озвученные ранее руководством ГКАУ планы по старту практических реформ украинской ракетно-космической отрасли, и в первую очередь реструктуризации, которую называют в числе первоочередных и обязательных условий повышения ее инвестиционной привлекательности и более активной интеграции в международную технологическую и промкооперацию в новой геополитической ситуации?

Какова Ваша позиция по вопросу создания интегрированной структуры между отраслевыми флагманами: ГП "КБ "Южное" (КБЮ) и ГП "Южмаш" (ЮМЗ), учитывая, что в публичной плоскости ими озвучивались разные мнения по данному поводу. Уточните, пожалуйста, Ваше мнение относительно целесообразности корпоратизации предприятий отрасли, с которой связывают привлечение, в том числе, зарубежных инвестиций?

Ответ: Реформа космической отрасли - это не самоцель, и не какая-то дань моде. Это назревшая необходимость, и можно говорить, что мы уже (улыбается) с ней столкнулись…

Вопрос: Тем более, что она откладывалась так долго, что о моде говорить не приходится…

Ответ: Да, есть перманентный конфликт между "Южмашем" и КБ "Южное", существуют другие проблемы в отрасли, включая проблемы повышения эффективности работы наших предприятий. Необходима реформа и самого космического агентства, реформа в подходах к работе самих предприятий.

Что касается отношений КБЮ и ЮМЗ и некоторых других предприятий: ПХЗ, "Укркосмоса", а также концепции создания концерна. По нашему мнению, создание в отрасли объединенной структуры повлечет повышение эффективности работы предприятий. Сегодня ГКАУ лишено хозяйственных функций, функций управления процессами, которые происходят между этими предприятиями. Хорошо это, или плохо - этот вопрос может обсуждаться. Но в большей степени, по нашему мнению, это ведет к тому, что предприятия ведут неэффективную хозяйственную деятельность, о чем свидетельствуют проверки Генпрокуратуры, Счетной палаты. Есть выводы о серьезных потерях, о серьезных недочетах в работе предприятий по ряду проектов. Поэтому мы начали с серьезного профессионального аудита предприятий: состояния финансов, экономики, состояния проектов – до того, как приступили к подготовке реструктуризации. По факту мы видим, что, действительно, есть большие недочеты в эффективном управлении средствами, экономикой, ресурсами.

Вопрос: Вы имеете в виду какое предприятие сейчас?

Ответ: Прежде всего, это КБ "Южное" и Южмаш".

Вопрос: Т.е., можно говорить о том, что претензии к эффективности управления есть как к ЮМЗ, так и к КБЮ?

Ответ: Да, но будем говорить, что предприятия переживают сегодня непростое время. И причины отсутствия заказов, во многом следствие того состояния дел, которое есть по ЮМЗ. После остановки проекта Sea Launch у завода нет серьезных заказов. КБЮ в основном выполняет работы для иностранных заказчиков, при этом, не обеспечивая достаточную загрузку Южмаша. И это привело к тому, что завод испытывает трудности и с выплатой заработной платы, и с отсутствием оборотных средств, и с отсутствием перспективы. По большому счету, помимо серийной ракеты "Зенит", у завода на сегодняшний день нет другой точки приложения усилий. Есть какие-то незначительные контракты с иностранными заказчиками, по внутренней кооперации. Но они не могут заместить те объемы производства, под которые был спроектирован завод. Его инфраструктура и мощности позволяют производить десятки ракет ежегодно, однако мы ни одной ракеты за последних три года не сделали.

Вопрос: Если я Вас правильно поняла, вы рассматриваете возможность создания объединенной структуры в составе не двух ведущих предприятий, а более широкого объединения? И склоняетесь к поддержке предложений ЮМЗ по проведению корпоратизации? Уже можно ориентировочно оценивать ее сроки проведения, сроки создания объединенной структуры, или нет? Поправьте меня.

Ответ: Свои предложения мы высказали на совещании у премьер-министра по ситуации в отрасли, которое прошло в октябре прошлого года : мы считаем, что концерн является наиболее эффективной формой управления основных наших предприятий: с точки зрения обеспечения их эффективности и освоения новых технологий. По указанию премьер-министра была создана рабочая группа, которую возглавил Владимир Горбулин. В рабочую группу вошли руководители многих отраслевых предприятий, представители ГКАУ. Выработан консолидированный документ по плану мероприятий, которые необходимо проводить в отрасли для оптимизации ее работы. В их числе и создание концерна. Другое дело, на базе какого предприятия, или на базе каких предприятий. Это мы еще можем обсуждать.

Вопрос: Т.е. этот вопрос на данном этапе еще окончательно не согласован?

Ответ: Вопрос окончательно согласован в том, что концерн нужен. А на базе каких предприятий – этот вопрос еще может обсуждаться. Создание объединенной структуры позволит эффективно управлять экономикой и финансами отрасли. Добавлю, что в этой части нами также отрабатывается идея создания финансовой площадки на базе АКБ "Новый", с тем, чтобы более эффективно использовать деньги предприятий и инвесторов. Мы планируем сделать банк "Новый" безубыточным, провести там по согласованию с НБУ ряд мероприятий, которые позволят ему эффективно работать. Это будет финансовая площадка, которая будет работать, в том числе, при активном участии ГКАУ и под его контролем. Это позволит нам эффективно контролировать расходование средств и предприятий, и инвесторов. Это новый инструмент, мы долго над этим вопросом работали и пришли к выводу, что на сегодняшний день это будет актуально и правильно.

Вопрос: Какая сегодня в УК банка государственная доля? Вы хотите сказать, что ведете с НБУ переговоры о передаче госдоли в управление ГКАУ?

Ответ: Нет. Речь идет о проведении серьезной докапитализации и увеличении доли КБЮ, его доля - подавляющая. Представители ГКАУ войдут в состав правления банка. Все договорные отношения с компаниями интеграторами: КБЮ, Южмаш, ПХЗ и другими, будут сопровождаться банком, в разрезе финансовых расчетов. На этой финансовой площадке будет все понятно: куда направляются деньги, за что ведутся расчеты. Соответственно, инвестор будет в высокой степени застрахован от того, что финансирование будет каким-то образом скрыто использоваться.

Вопрос: Если мы уже затронули тему финансирования. Насколько, по Вашему мнению, можно ожидать изменения подходов к госфинансированию украинской космической отрасли, учитывая, что оно, как известно, не сопоставимо с параметрами, выделяемыми на космическую отрасль в странах, выступающих и нашими партнерами, и конкурентами? С другой стороны, фактическое финансирование отрасли, как правило, не отвечает параметрам, заложенным в бюджет. Сколько составило фактическое финансирование космической отрасли в 2016 году?

Ответ: Закрепленный законом объем финансирования общенациональной научно-технической космической программы на 2013-2017 годы составляет в 1,109 млрд грн. По состоянию на конец 2016 года программа фактически профинансирована на 347 млн грн, или на 31% от предусмотренного законом. В 2017 году в госбюджете на финансирование космической программы заложено всего 29 млн грн, это 13% от закрепленных в программе параметров, и всего 6% от нашего бюджетного запроса на этот год, который оценивался в 485,2 млн грн. Вместе с тем, фактическое финансирование развития национальной космической отрасли в 2016 году за счет собственных средств, и за счет прибыли наших предприятий составило 1,5 млрд грн. При этом, в период с 2013 по 2016 годы предприятиями отрасли было уплачено налогов в бюджет на сумму 3,5 млрд грн. Т.е. можно говорить, что на фоне бюджетного финансирования в 347 млн грн, мы являемся бюджетообразующей отраслью Украины. И говорить, что сюда направляются бюджетные деньги, и они тратятся неэффективно, не имеем права. Выделяемые на целевые отраслевые программы деньги идут исключительно на освоение новых технологий. В этом году у нас стоит задача профинансировать сканеры высокого разрешения для спутника ДЗЗ, которые изготавливаются КП СПб "Арсенал". Мы испытываем серьезный недостаток в средствах: потребность на эти цели оценивается в 136 млн грн, а по факту в этом году мы имеем всего 29 млн грн, которые распределены по двум направлениям, и конечно, их совершенно недостаточно. Мы принимаем меры, чтобы за счет средств предприятий развивать эту программу, поскольку мир и наши конкуренты давно впереди нас в части спутников ДЗЗ с высоким разрешением. Запрос на использование таких спутников с высоким разрешением есть сегодня у Минобороны и других силовых структур. У нас таких спутников нет, но задача по их созданию в ближайшее время будет закреплена в 6-й космической программе на 2018-2022 гг. Мы делаем все возможное, чтобы решить научно-технические проблемы, но вот финансовая составляющая…

Вопрос: Другими словами, вы нацелены на то, чтобы добиться пересмотра к подходам в госфинансировании отрасли в сторону увеличения. О каких параметрах средств, на которые Вы планируете выйти, идет речь, с учетом нагрузки на бюджет в новых условиях? Не исключено, что эти средства, при желании, можно будет изыскать?

Ответ: Реальные параметры средств, которые в 2017 году нужны нам как воздух, это деньги на разработку спутников ДЗЗ высокого разрешения, а также на запуск в 2018 году двух научных спутников - КА "Микросат" и КА "Сич-2-1", предоплата по которым должна быть проведена в этом году. На "Микросате" установлено оборудование трех стран, запуск спутника - это наше международное обязательство. На КА "Сич-2-1" отрабатываются технологии, которые лягут в основу спутника с высоким разрешением. Это 200 млн грн и 225 млн грн, в общей сложности - 425 млн грн, или 68% от финансирования недофинансированной действующей космической программы. Надеюсь, мы можем на них претендовать.

Вопрос: Это средства, чтобы оптимизировать Ваш бюджет с учетом первоочередной потребности. Заглядывать на среднесрочную перспективу, видимо, проблематично?

Ю.Р. : Достаточно проблематично, поскольку у нас в космической программе серьезных инвесторов пока мы не видим, т.е. идет конкуренция сегодня.

Вопрос: И по реформе нет единого мнения : ни по срокам, ни по форме.

Ответ: По форме это, конечно, концерн, другое дело, какая у него будет конструкция. Но то, что концерн нужен, это безусловно: концерн "Укроборонпром" доказал эффективность работы этой формы объединения предприятий: там жестко контролируются финансы, жестко контролируется экономика. Т.е. там отсутствуют те явления, которые привели к серьезным экономическим потерям в проектах космической отрасли.

Вопрос: Вы считаете, что структура, подобная "Укроборонпрому" привлекательна с точки зрения привлечения инвестиций ?

Ответ: Я говорю, что эта структура эффективна с точки зрения управления экономикой. Во всем остальном предприятия свободны: в поиске партнера, в поиске инвестора, в поиске условий работы. Единственное, что делает концерн эффективным – это экономические решения и использование финансовых ресурсов. Это важно, это то, чем будет жестко руководствоваться концерн. Во всех остальных вещах - по кооперации, по принятию технических решений, тут предприятия свободны. В эту деятельность никто не собирается вмешиваться, координировать ее каким-то образом, направлять.

Вопрос: А каково ваше мнение о корпоратизации отрасли, учитывая, что проект соответствующего закона уже подготовлен?

Ответ: Проект закона о корпоратизации, по нашему мнению, это своевременный, правильный проект, его надо заносить в парламент. И надо по этому пути двигаться, поскольку это дает предприятиям возможность найти тех инвесторов, которые способны дать нам дополнительный Вопрос: Как Вы рассчитываете, когда этот процесс может быть запущен? Упомянутый Вами "Укроборонпром" совместно с МЭРТ отрабатывает сегодня планы корпоратизации порядка 70 своих ведущих предприятий, и по данным ведомства, часть из них планируется корпоратизировать уже в этом году. Реально начать корпоратизацию украинской ракетно-космической отрасли уже в 2017 году? От чего это будет зависеть?

Ответ: Я думаю, что реально. В высокой степени это будет зависеть и от состояния самих предприятий. Для того, чтобы их корпоратизировать, их надо сделать экономически эффективными. Чтобы эти предприятия были привлекательными для потенциальных инвесторов в процессе корпоратизации. Поэтому мы принимаем сейчас ряд мер, для того, чтобы повысить эффективность работы предприятий, и в первую очередь, это касается ведущих предприятий отрасли. Это будет первый шаг на пути к корпоратизации.

Вопрос: А когда, по Вашим оценкам, можно выйти на согласованное решение по формату и по составу участников объединения?

Ответ: В ближайшее время. Я думаю, что уже в течение первого квартала этого года мы обязаны будем принять решение по фактической конфигурации этого концерна: кто и на каких условиях войдет, какие сроки нам будут необходимы для организации. Готовность предприятий есть, единственное, надо согласовать вопросы, которые препятствуют объединению. Потому что, это процесс, несмотря, ни на что, достаточно болезненный: т.е. каким-то образом ограничиваются полномочия участников концерна. И это не у всех вызывает эйфорию.

Вопрос: Возможно потому, что госпредприятиям - субъектам хоздеятельности придется работать в новых условиях. Но ведь решение будет приниматься на государственном уровне

Ответ: Совершенно верно. Но решение, как у нас говорят, должно быть взвешенным и ответственным, потому что за последствия этого будет отвечать руководство ГКАУ, Предприятия должны созреть, они должны понять аргументы, которые приводит сегодня ГКАУ и правительство в пользу того, что концерн - это лучшая форма объединения предприятий. Более эффективная, чем самостоятельная работа предприятий в космической отрасли. Особенно при реализации серьезных программ. Мы (новое руководство агентства-ИФ) занимаемся этим процессом четыре месяца, и какие-то скоропалительные движения делать на этом фоне будет неправильно, и в этом вопросе мы нашли понимание правительства Украины.

Вопрос: Если вернуться к финансированию, и к задачам, которые космическая отрасль выполняет в новых условиях. От каких факторов, на Ваш взгляд, зависит полноценное участие предприятий космической отрасли в ГОЗ?

Ответ: Давайте так говорить: до 2011 года, предприятия космической отрасли в ГОЗ принимали мало участия, или фактически никакого участия не принимали. С 2011 года был запущен один проект: это оперативно-тактический ракетный комплекс. Затем он был приостановлен.

Вопрос: Вы имеете в виду государственную целевую оборонную программу по созданию ОТРК "Сапсан"?

Ответ: Совершенно верно, "Сапсан". Был проведён ряд совещаний с Минобороны, есть полное понимание с их стороны о преимуществах этого комплекса, и о том, что он необходим армии. Есть состояние дел по инозаказу, который реализуется параллельно предприятиями отрасли, высокая степень его готовности. Кроме этого, предприятиями космической отрасли сегодня ведутся работы по модернизации тех видов вооружений, которые находятся в армии, для того, чтобы улучшить их тактико-технические характеристики. Речь идет о ракетной технике и о системах залпового огня.

Вопрос: Позвольте перейти к теме кадровой политики в космической отрасли. Как известно, в составе отрасли масса предприятий, имеющих стратегическое значение для обороноспособности и экономики государства. С одной стороны, ранее правительством было принято решение о новом, на конкурсной основе, порядке назначения руководителей таких предприятий, с другой - в 2016 году по решению правительства ГКАУ и его предприятия выведены из управления номинационного комитета при кабмине. Как будет формироваться, и по какому принципу осуществляться кадровая политика в отрасли, и, в частности, назначение директоров предприятий? К сожалению, назначение в 2016 году руководителя одного из флагманов отрасли, я имею в виду КБ "Южное", имело широкий и неоднозначный публичный резонанс: его должность была разделена с внесением изменений в устав, был назначен один директор, затем через суд другой, затем на должность был объявлен конкурс, но результатов конкурса нет. Проведенный конкурс отменен и будет новый конкурс? Какая сегодня ситуация с назначением руководителя КБЮ?

Ответ: Что касается назначения руководителей предприятий, то по действующему сегодня положению, руководители отраслевых предприятий назначаются приказом главы ГКАУ. По нашему мнению это правильно, поскольку позволяет назначать на руководящие должности людей, имеющих опыт работы в отрасли, людей профессиональных, с высокой степенью готовности и ответственных. С этой точки зрения мы абсолютно поддерживаем шаги правительства в этом направлении.

Что касается КБ "Южное" и той ситуации, которая там сложилась с разделением должностей генконструктора и гендиректора. По нашему мнению, это никакого вреда работе КБ "Южное" не наносит. Есть разделение хозяйственных функций, и функций генконструктора. По состоянию на сегодня, я не вижу там конфликтной ситуации в связи с разделением должностей. В дальнейшем, я думаю, это разделение следует сохранить. Поскольку есть ответственность за результаты хозяйственной деятельности, есть ответственность за результаты и сроки проектирования изделий. И совмещать эту ответственность в одном лице, я думаю, необходимости большой нет.

Вопрос: Будет ли объявлен новый конкурс на должность гендиректора КБЮ, вместо объявленного МЭРТ в июне прошлого года ?

Ответ: Пока таких планов нет. Тогда конкурс проводился кабинетом министров, сейчас у нас планов по объявлению конкурса на гендиректора КБ "Южное" нет. В этом и законодательной необходимости никакой нет, мы можем и своим приказом его назначить. Пока предприятием эффективно управляет человек, исполняющий обязанности гендиректора. Посмотрим, оценим. Учтем мнение генконструктора: как и кого, он видит (руководителем КБЮ - ИФ). Учтем мнение руководителей отрасли. Проведем здесь по этому поводу совещание. Это слишком чувствительный вопрос, чтобы мы могли принимать какие-то силовые, непрогнозируемые решения.

Вопрос: Какие качественные изменения в новых условиях претерпел круг ключевых партнеров Украины по международной кооперации, включая научно-производственную, в космической сфере? На кого мы сегодня делаем ставку?

Ответ: Сегодня космический рынок структурировался. Он высококонкурентный в части космических аппаратов: очень много стран сегодня занимаются производством космических аппаратов. Мы тут несколько подотстали и сегодня предпринимаем серьезные усилия, чтобы выйти на современный уровень производства КА. Реализация проекта по созданию спутника со сканером высокого разрешения позволит нам продемонстрировать технологические возможности Украины, как одного из лидеров мировой космической индустрии. С другой стороны, мировой пусковой рынок сегодня достаточно плотный, хотя серьезных стран, способных обеспечить вывод космических аппаратов на околоземные орбиты, - не более пяти, включая Украину. Поэтому для нас этот рынок очень привлекательный. Вместе с тем, сегодня многие страны имеют группировки спутников, которые требуют замены, и они выходят на рынок пусковых услуг с предложениями. Вместе с тем, рынок пусковых услуг все больше сегодня сдвигается в сторону ракет-носителей легкого класса для выноса полезной нагрузки массой от 100 до 500 кг. Поэтому перед Украиной стоит сегодня задача, имеющая хорошую рыночную перспективу: обеспечить создание и производство ракеты-носителя легкого класса.

Вопрос: Интерес к налаживанию сотрудничества с Украиной в области создания легкой РН озвучивался не так давно одним из перспективных европейских партнеров в космической сфере. Эти планы остаются в силе?

Ответ: Да, сегодня мы ведем переговоры по данному вопросу с одной из европейских стран, имеющей серьезные амбиции в космической сфере, и располагающей достаточными ресурсами. Также на европейском векторе в настоящее время нами рассматриваются планы совместного с европейцами создания спутниковой группировки, насчитывающей десятки спутников. Сегодня мы движемся по этому плану сотрудничества. Кроме того, есть предложение по созданию РКК в одной из арабских стран. Очень серьезное предложение. Мы провели переговоры в ходе международного космического форума в Абу-Даби 1-2 февраля. Есть намерение подписать соглашение по сотрудничеству уже в апреле.

Вопрос: Ранее озвучивалась информация, что Украина ведет поиск партнеров по проекту "Циклон-4" на замену бразильцам в Северной Америке.

Ответ: Да, этот вариант тоже находится сегодня на стадии рассмотрения. Некоторое время назад появились разговоры, что "Циклон-4" - бесперспективная ракета. По нашему мнению, она имеет очень серьезную перспективу и востребована на международном рынке: сегодня нами прорабатывается, как минимум, три варианта сотрудничества с зарубежными партнерами по проекту созданию РКК "Циклон-4". В ближайшее время, я думаю, уже в марте-апреле, мы будем иметь какой-то промежуточный результат обсуждения перспективы заключения договоров с инопартнерами по этой программе.

Вопрос: Можно ли уточнить в этой связи, как продвигаются переговоры с Бразилией в связи с односторонней денонсацией бразильцами в 2015 году заключенного в 2003 году договора по сотрудничеству в проекте создания РКК "Циклон-4" на космодроме Алкантара? Планирует ли Украина все-таки ставить вопрос о компенсации потерь в связи с односторонним разрывом более чем 10-летнего сотрудничества, учитывая, что в проект вложены немалые средства: и бюджетные, и кредитные, в том числе под госгарантии. Согласно ранее озвученным ГКАУ данным, бюджетные затраты на проект, включая погашение кредитов, превысили 4 млрд грн, а обслуживание и погашение внешнего займа под проект еще предстоит обеспечивать до 2019 года. Поправьте меня.

Ответ: Сотрудничество с ФРБ по проекту "Циклон-4" – это печально известная история. По ряду причин, в том числе, при активном вмешательстве в этот проект российской стороны, договор о сотрудничестве Республикой Бразилия в 2015 году был денонсирован, и сегодня мы вынуждены вести с бразильцами процесс разделительного баланса сторон. Надеемся, что этот разделительный баланс будет завершен уже в первом полугодии 2017 года при участии уже назначенного нами нового директора СП от украинской стороны, которое обеспечивало реализацию проекта.

Вопрос: Можно уточнить, что подразумевает разделительный баланс?

Ответ: Украина внесла в проект $410 млн, за эти деньги была pазработана вся конструкторская документация на стартовый комплекс и ракету, а также обеспечено изготовление оборудования для стартового комплекса и самой ракеты-носителя. На сегодняшний день степень готовности РН порядка 75%, она находится на "Южмаше". Заказанное и изготовленное украинской стороной оборудование находится, частично на складах заводов-изготовителей, частично на складах промежуточного хранения. После того, как разделительный баланс будет согласован сторонами, есть перспектива, что это оборудование станет нашей собственностью.

Вопрос: Т.е., на данном этапе мы ведем переговоры о возврате поставленного оборудования? Будет ли все же сторонами рассматриваться вопрос компенсации Украине потерь за разрыв договора: параметры компенсации ранее уже озвучивались и некоторыми украинскими политиками, и даже в бразильской прессе.

Ответ: Сегодня мы ведем переговоры о скорейшем возврате в Украину всего поставленного нами оборудования по проекту, пока оно принадлежит СП. Обсуждать тему размера компенсации понесенных потерь до завершения юридического оформления раздела собственности на балансе СП, думаю, преждевременно.

Вопрос: В контексте обусловленных новой политической ситуацией осложнений в реализации Украиной программ международной кооперации в космической сфере, напрашивается вопрос о программе создания украинского спутника НСС "Лыбидь". Какова на сегодняшний день ситуация с его запуском?

Ответ: КА "Лыбидь" имеет очень высокую степень готовности. По состоянию на сегодняшний день спутник изготовлен, ракета-носитель - в высокой степени готовности, отсутствует двигатель первой ступени. Финансирование со стороны ЮМЗ в направлении завода-изготовителя двигателей мы ожидаем в марте. Я думаю, в первом полугодии комплекс будет полностью готов и уже в четвертом квартале предполагается запуск.

Вопрос: Получены ли на сегодняшний день участниками этого международного проекта гарантии по предоставлению пускового окна для запуска, который планировалось осуществить с космодрома "Байконур"?

Ответ: Стартовый комплекс готов. Канадской стороной проведены переговоры - это не наша юрисдикция…Канадцы «придерживают» пусковое окно для запуска в четвертом квартале 2017 года. Для этого нам необходимо достроить ракету и обеспечить ее транспортировку на стартовый комплекс. Эта задача решаемая. Я думаю, все финансовые вопросы будут в марте решены.

Вопрос: Как известно, в новой политической ситуации Украина активизировала диалог о расширении сотрудничества в космической сфере с такими мировыми космическими игроками, как США и КНР. В числе обсуждаемых перспективных направлений украинско-американского партнерства называлось, в том числе, ракетное двигателестроение, вплоть до возможного участия Украины в кооперации по созданию для США нового ракетного двигателя на замену российскому РД-180. Можно ли, по Вашему мнению, ожидать подвижек в этих переговорах с учетом новой ситуации в США? Как Вы в целом оцениваете наполнение и перспективы расширения двустороннего сотрудничества?

Ответ: Думаю, что реализация международных космических программ в сотрудничестве с США - это очень перспективное сотрудничество. У нас есть технологии, которые сегодня очень серьезно востребованы американцами. У нас есть перспектива партнерства в создании двигателя первой ступени американских РН. Очень активную позицию в переговорах занимает КБ "Южное", которое пользуется очень высоким авторитетом у американской стороны. Я надеюсь, что из этого сотрудничества в ближайшее время мы получим хорошие результаты.

Вопрос: Т.е. переговоры продолжаются?

Ответ: Да, переговоры продолжаются. Продолжается также кооперация с американским партнером, в которой принимает участие "Южмаш" и КБ "Южное" по программе Antares. Думаю, что дополнительный импульс двустороннему сотрудничеству с США в области освоения космоса придаст участие КБЮ и ЮМЗ в возобновлении проекта Sea Launch. Это очень перспективный коммерческий проект, который предусматривает производство, как минимум нескольких десятков РН "Зенит", что позволит "Южмашу" выйти на хороший уровень экономики и преодолеть негативные последствия в связи остановкой производства РН "Зенит", а также провести обновление технологий. Первые пуски по программе планируются уже в 2018 году. В ближайшие три-четыре года "Южмаш" будет иметь совершенно новый облик.

Вопрос: Есть ли у Вас видение по поводу политики украинско-китайского сотрудничества в космической сфере на новом этапе? Несет ли риски его текущему наполнению и перспективным планам пересмотр отношений с региональным лидером АТР со стороны стран, которых мы рассматриваем сегодня в качестве своих стратегических партнеров? Как будет находиться баланс в этом партнерстве?

Ответ: Ситуация следующая: сегодня предприятиями украинской космической отрасли поддерживаются тесные отношения с китайскими предприятиями-производителями, с китайскими научными учреждениями. Нами выполняется много работ в интересах КНР, и много материалов и комплектующих мы закупаем в этой стране. Реализуется Программа украинско-китайского сотрудничества в космической сфере на 2016-2020 годы, действует совместная Подкомиссия которая координирует космическое сотрудничество. Китай – это огромная страна, обладающая на сегодняшний день высокими технологиями, в том числе, космическими. На сегодняшний день существует взаимная заинтересованность в развитии сотрудничества и мы не видим никаких предпосылок, в том числе и политических, для пересмотра наших отношений. Факторами, которые определяют степень сотрудничества в космической сфере с иностранными партнерами, в частности китайскими, являются интересы Украины, а также обязательства в рамках международных режимов экспортного контроля и нераспространения, которых придерживается Украина.

Вопрос: Остаются ли в новых условиях в силе внесенные ранее в "дорожную карту" украинской космической отрасли планы ГКАУ по обретению членства в Европейском космическом агентстве (ЕSA)?

Ответ: Безусловно, вектор космической отрасли соответствует политическому курсу нашей страны. Мы ведем активный диалог с нашими европейскими партнерами, проводим встречи в разных форматах и на разных площадках, ищем возможности расширения сотрудничества. В мае состоится визит делегация ЕSA в Украину. У нас есть что предложить Европе и, я надеюсь, мы сможем найти те проекты, в реализации которых будут заинтересованы обе стороны.

В тоже время существует мнение, что Украину не ждут в ЕSA, поскольку мы обладаем серьезными космическими технологиями, и составим конкуренцию ведущим европейским космическим странам. Я надеюсь, что Европа в первую очередь видит в нас не конкурента, а надежного партнера, который обладает серьезным техническим и интеллектуальным ресурсом. Вдумайтесь, в отрасли численностью 20 тыс. чел., 5 тыс., т.е 25% - высококвалифицированные инженеры - разработчики ракетно-космической техники. Этот ресурс необходимо использовать. Мы обладаем огромным потенциалом по созданию ракетно-космической техники, который не используем даже на треть. Главная задача, которая перед нами стоит - выйти на максимально широкое международное сотрудничество. Сегодня мы проводим внутреннюю реорганизацию и корпоратизацию, чтобы повысить эффективность работы отрасли, сделать ее привлекательной для инвестора. И нравится это кому-то или нет, но мы будем составлять конкуренцию, мы будем активно вести себя на рынке, мы будем привлекать сюда инвестора.



.

 
 
 
  Последние новости 18.08.2017: Ракета Atlas V стартовала с мыса Канаверал
17.08.2017: Запущенный с Байконура военный спутник выведен на целевую орбиту
16.08.2017: Грузовой корабль Dragon прибыл на МКС
16.08.2017: ГП «Антонов» возглавил Александр Кривоконь
16.08.2017: Президент ГП "Антонов" Александр Коцюба покидает свой пост





© Space-Inform,  Kiev, 2001  
 

При использовании материалов ссылка на "СПЕЙС-ИНФОРМ" обязательна