Аэрокосмическое общество Украины
Аэрокосмический портал Украины
"Информационно-аналитический центр "Спейс-Информ"
 
В начало     Новости      Аналитика      Право      Магазин      Справочник      О нас
 
  Это интересно
   
 
Ракета «Булава» не способствует укреплению «славы и мощи» российского оружия

Стратегическая ракета «Булава» - главное оружие нового российского ракетного подводного крейсера "Владимир Мономах" – после 11 лет летных испытаний неспособна гарантированно поражать цели.

27 сентября 2016 года во время проверки боеготовности российского флота атомная подлодка «Юрий Долгорукий» выполнила залп двумя ракетами «Булава» в Белом море. Одна из них снова самоликвидировалась в воздухе.

Из 26 запусков ракет «Булава», проводившихся с 27 сентября 2005 года по 27 сентября 2016 года, 16 признаны успешными, 8 – неудачными, 2 – частично неудачными.

По мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина: «Булава» — самая неудачная из всех российских ракет».

Основная причина неудач – конструктивные просчеты

Делают ракету «Булава» на Воткинском заводе - там же, где "Тополя" и "Ярсы". К ним претензий нет. Значит, проблема не в производстве, на что ссылается разработчик - Московский институт теплотехники (МИТ), а в конструктивных недостатках самого оружия.

Для сухопутных ракет используется транспортно-пусковой контейнер (ТПК). В нем ракета едет к месту старта, из него она стартует. Морские ракеты загружались в шахту подводной лодки без ТПК, его роль играла шахта. Так было до тех пор, пока не появилась "Булава". Для нее реализовали особую схему: в шахту начали грузить ракету, находящуюся в ТПК. Трудно найти логичное объяснение такому решению.

Чтобы не терять слишком много в диаметре ракеты, разработчик предусмотрел зазор между внутренней стенкой контейнера и ракетой в несколько раз меньше зазора между внутренней стенкой шахты и ракетой. У американцев, например, зазор между контейнером и ракетой меньше 20 мм. У нас и у американцев этот зазор определяется размещением горизонтальной амортизации, необходимой для обеспечения сохранности ракеты при подводных взрывах на безопасном для лодки расстоянии. Для "Булавы" эта задача решается амортизацией, размещенной в зазоре между транспортно-пусковым контейнером и шахтой. Поэтому зазор между ракетой и контейнером действительно может быть меньше. Но он должен быть достаточным для погрузки ракеты в транспортно-пусковой контейнер и для безопасного старта ракеты. Вот здесь и возникают вопросы.

При изготовлении рабочего чертежа конструктор указывает не только какой-либо линейный размер детали, но и допуск на этот размер (плюс/минус). Допуски определяются в основном точностными характеристиками заводских станков, прессов и другого оборудования. По этой причине они никогда не бывают нулевыми. Контролируются эти размеры контрольными приспособлениями. Если размер в допуске, то деталь проходит контроль. Здесь же надо отметить, что контрольные приспособления сами имеют погрешности.

Намного сложнее с определением размеров сборочных единиц. Их размеры и допуски на эти размеры определяются расчетами по сложным методикам размерных цепочек и уже являются вероятностными величинами. Как это влияет на внутренний диаметр транспортно-пускового контейнера и наружный диаметр ракеты? Контейнер изготавливается на гибочном стане с последующей сваркой по продольному шву. Оболочка ступени ракеты - это мотаный кокон, который какой-либо механической обработке по наружному диаметру не подвергается. Понятно, что с учетом таких технологий производства допуски на эти диаметры будут далеки от нулевых. И их тяжело контролировать, учитывая длину контейнера и ракеты. Плюс к этому неизбежны искривления контейнера и ракеты как по длине, так и по окружности. Кроме того, имеют место быть неперпендикулярность стыковочных поверхностей ступеней к теоретической оси ракеты и температурные изменения размерных параметров ракеты и транспортно-пускового контейнера из-за перепада температуры в шахте подводной лодки.

Таким образом, ракета представляет собой членисто-составной объект с отклонением по всем оговоренным выше измерениям, который размещается и стартует из транспортно-пускового контейнера, тоже не являющегося идеальным цилиндром. При этом большинство из значимых размеров не поддаются прямым измерениям, а являются расчетными и вероятностными.

Единственным, по существу, критерием совместимости ракеты и контейнера является факт: "залезла" ракета в ТПК или нет… Но затягивается ракета в контейнер с малыми скоростями. Ракета, не являясь абсолютно жестким объектом, "приспосабливается" к контейнеру без больших поперечных перегрузок. Иное дело старт. В этом случае скорость движения ракеты в контейнере весьма высокая, и все изгибы ракеты сопровождаются высокими поперечными перегрузками. При этом они не постоянны по длине ракеты и увеличиваются на тех участках, где возрастает степень деформации. Если на каких-то участках поперечная перегрузка превосходит допустимую, отдельные узлы ракеты, расположенные на этих участках, имеют право выйти из строя.

Таким образом, в этой модели можно объяснить, почему отказы случаются в различных узлах ракеты "Булава" и практически не повторяются. Но иногда ракета летит. Очевидно, что в этом случае выбранный зазор между транспортно-пусковым контейнером и ракетой оказался соизмерим с технологическими допусками.

Как все это можно "лечить"?

Самое правильное - выбросить транспортно-пусковой контейнер из шахты и начать проектирование ракеты с нуля.

Если контейнер оставлять, то надо увеличивать зазор за счет уменьшения диаметра ракеты. Но и в этом случае проектировать ракету надо с нуля.

Можно также рассмотреть варианты с увеличением диаметра ракетных шахт, но как быть с уже изготовленными подводными лодками? Потребуется также перепроектировать транспортно-пусковой контейнер и отработать способ старта.

МИТ, не признавая своих ошибок в проектировании, тем не менее пытается не повторить их в "Булаве-М", разработка которой уже ведется.

Видимо, в связи с предстоящими переделками ракеты решено продолжить службу минимум до 2020 года тяжелого подводного ракетоносца "Дмитрий Донской", который используется в качестве испытательной платформы. Об этом сообщил источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Можно предположить, что и новая ракета раньше не появится.

По материалам российского журнала «Независимое военное обозрение»

Примечание «Спейс-Информ»

Не только конструктивные просчеты, но и выбранные названия подлодки и ракетного комплекса явно не способствуют укреплению «славы и мощи» российского оружия:

Владимир Мономах - князь черниговский, переяславський и великий князь киевский.

Булава - символ власти и достоинства польских и украинских гетьманов.

Может быть поэтому и не хочет «Булава» служить на российском флоте?



.

 
 
 
  Последние новости 17.10.2018: Российская компания S7 Space проконтролировала изготовление украинских "Зенитов"
16.10.2018: Глава Ariane Group рассказал о новой европейской ракете Ariane 6
12.10.2018: Проходить візит польської делегації в Україну
12.10.2018: Підприємства космічної галузі взяли участь у міжнародних виставках
11.10.2018: КБ «Южное» посетила делегация Польского космического агентства POLSA





© Space-Inform,  Kiev, 2001  
 

При использовании материалов ссылка на "СПЕЙС-ИНФОРМ" обязательна