Александр ДЕГТЯРЕВ: «Стабильная работа предприятий – основа успеха космической отрасли»

Актуальні статті та інтерв'ю

Газета «Конструктор» ГП «КБ «Южное» им. М.К. Янгеля», 5 февраля 2016 г.

IMG_3270_1b

– Александр Викторович, прежде, чем мы перейдем к обсуждению текущего состояния и перспектив развития национальной космической отрасли, было бы интересно узнать, что сегодня происходит в мировой космической индустрии, чем характеризуются современные тенденции развития космической деятельности в глобальном масштабе?

– Как ни странно, но вопреки существенному влиянию мирового финансового кризиса на экономики ведущих космических государств мира космическая деятельность в глобальном масштабе неуклонно растёт и развивается ускоренными темпами. Мы живём в интереснейшее время, когда буквально на глазах в мире происходит чётко выраженное перераспределение ролей между государственным и частным секторами в космической сфере. Сегодня можно уверенно говорить о том, что государственный сектор утрачивает доминирующую роль в осуществлении космической деятельности. Роль государства, как монополиста в создании космической техники, постепенно сводится к роли генерального заказчика, в то время как частный сектор начинает играть роль основного разработчика и производителя космической техники. Эта тенденция обусловливается, как минимум, тремя факторами.

Во-первых, у частного сектора появился собственный интерес к космической деятельности, связанный с тем, что частный бизнес осознал, что космическая деятельность также может быть прибыльным бизнесом. И речь уже идёт не только о традиционном для частного бизнеса телекоммуникационном секторе. Сегодня частные компании начали реализовывать свои деловые интересы во всех сферах космической деятельности, включая научные эксперименты и прикладные задачи.

Во-вторых, если раньше задачи по исследованию и освоению космоса формировались государством в рамках выбранной стратегии развития космической деятельности конкретной страны, сегодня можно уверенно говорить о том, что бизнес начал сам ставить перед собой задачи, реализовывать космические проекты, создавать передовые космические технологии в рамках своей коммерческой деятельности, формируя конкретные бизнес-кейсы и реализуя их самостоятельно. Таких примеров существует уже достаточно много для того, чтобы утверждать, что это сформировавшийся тренд на мировом космическом рынке.

И в-третьих, частный сектор за это время сгенерировал достаточно большие финансовые и инвестиционные ресурсы, необходимые для реализации крупных дорогостоящих космических проектов. Если раньше большой объём финансовых средств был одним из определяющих факторов монополистической позиции государственного сектора в космической деятельности, сегодня частный сектор в состоянии осуществлять крупные инвестиционные вложения в космос самостоятельно. Хочу подчеркнуть – инвестиционные вложения, которые подразумевают ожидание частных инвесторов в отношении их окупаемости и говорят о прибыльности космического бизнеса. Необходимо также учитывать, что уровень затрат на создание космической техники вследствие технического и технологического прогресса постепенно понижается, что делает космическую технику более доступной и ужесточает ценовую конкуренцию на рынке среди частных компаний. Безусловно, государственный заказ был и остается крупнейшим сектором рынка космических технологий в развитых странах, за который сражаются как местные, так и зарубежные частные предприятия, ведь государственный заказ хорошо и стабильно финансируется. Однако частный, венчурный капитал стал тем стимулом для космической промышленности, который предопределил сегодняшнюю динамику развития мирового космического рынка. Частные инвесторы сегодня реализуют очень амбициозные космические проекты, имеющие прикладное значение и призванные генерировать прибыль. В качестве примера можно привести проекты по созданию орбитальных отелей, транспортных средств для доставки грузов на Международную космическую станцию, космического туризма, глобальных спутниковых группировок связи и многое другое. Инвестируя в перспективные технологии, частный сектор тем самым формирует новые рынки: орбитального обслуживания, низкоорбитальных коммуникационных услуг, космического туризма и другие. Государственный сектор, в свою очередь, открыв рынок для частного бизнеса, создал условия для конкуренции среди частных компаний, тем самым заставив игроков снижать собственные затраты, разрабатывать новые технологии для обеспечения требуемого уровня конкурентоспособности и сокращать сроки реализации государственных проектов благодаря участию в их реализации частных, быстро адаптирующихся и незабюрократизированных компаний, способных мгновенно принимать решения и реализовывать их. Государство, передав часть своих функций частному сектору, получило возможность сконцентрироваться на более глобальных и амбициозных проектах, таких как осуществление миссий по изучению дальнего космоса, планет Солнечной системы, и недавно объявленном сразу несколькими ведущими космическими странами проекте создания обитаемой лунной базы как опорного пункта для осуществления миссий по изучению дальнего космоса и в качестве научно-экспериментальной базы для того, чтобы человечество научилось жить в космосе. Поэтому, резюмируя, хочу с уверенностью сказать, что мировой космический рынок сегодня на подъёме. На рынке постоянно открываются новые возможности для реализации самых амбициозных проектов и создания самых перспективных технологий. Конечно, нужно быть хорошо подготовленным, чтобы воспользоваться этими открывающимися возможностями и выйти на рынок с конкурентными предложениями.

– Александр Викторович, перечисленные Вами позитивные тенденции развития мирового рынка как-то отражаются на деятельности украинских предприятий, нашей национальной космической отрасли? Могут ли украинские космические предприятия реализовать свой потенциал на современном рынке, воспользовавшись открывающимися возможностями?

– Безусловно, могут и делают это. Украинские космические технологии, имея достаточно высокий уровень конкурентоспособности, сегодня достаточно востребованы на мировом рынке. Высокий технический уровень и достаточно конкурентные экономические характеристики украинской космической продукции делают её привлекательной для мирового рынка. Могу с уверенностью сказать, что мировой рынок сегодня является основным источником доходов для предприятий национальной космической отрасли. К сожалению, в силу сложной экономической ситуации в стране государство не имеет возможности обеспечить необходимое финансирование отрасли или разместить существенный государственный заказ, способный обеспечить требуемый уровень загрузки предприятий отрасли. Поэтому предприятия используют все доступные возможности для выхода и закрепления своих позиций на мировом рынке космических технологий. КБ «Южное» реализовало продукции на экспорт в размере 3,1 млрд. грн. При этом за тот же период поступления по иностранным коммерческим контрактам составили 6,6 млрд. грн. Активное участие на мировом рынке позволяет КБ «Южное» не только развиваться самому, но и обеспечивать существенную поддержку смежным украинским предприятиям, привлекая их к реализации зарубежных проектов. За последние пять лет существенно расширилась кооперация наших смежников: с 73 украинских предприятий до 120. КБ «Южное» из собственных поступлений по заключённым с 98 организациями 320 договорам профинансировало предприятия украинской кооперации на сумму 3,05 млрд. грн., причём в рамках совместных работ мы финансируем не только предприятия ГКАУ, но и предприятия Укроборонпрома, институты и организации НАН, МОН и МО Украины. По экспертным оценкам это реальная оплачиваемая работа в течение года для 12 тыс. человек по отрасли и 20 тыс. по всей кооперации.

Мы понимаем, что сегодня нужно полагаться на собственные силы, однако искренне надеемся, что экономическая ситуация в стране со временем стабилизируется и мы сможем рассчитывать на поддержку государства в виде реального госзаказа на реализацию приоритетных национальных задач. Ведь космос для Украины – это не только прикладные космические приложения, способные внести существенный вклад в развитие экономики страны. Я говорю о таких приложениях, как спутниковое вещание и связь, которые планируется обеспечить национальным телекоммуникационным аппаратом «Либідь», пуск которого запланирован в 2016 году, услуги навигационной системы GPS и оперативная съёмка территории нашей страны для народнохозяйственных и оборонных целей спутниками дистанционного зондирования Земли, которые сегодня находятся в разработке на нашем предприятии. Космическая промышленность для Украины – это ещё и стратегически важная отрасль для безопасности государства, способная существенным образом повысить уровень обороноспособности страны, а также обеспечить ведущие позиции Украины на международной арене среди наиболее развитых высокотехнологичных государств мира.

Однако наряду с объективной концентрацией внимания государства в сторону обеспечения общей экономической стабильности в стране мы сталкиваемся и с проблемами другого характера. Недостаточное внимание, уделяемое национальной космической отрасли в течение длительного времени, привело к кризисным явлениям в управленческой сфере отрасли.

Мы надеемся, что это временное явление, и мы можем рассчитывать на урегулирование этих вопросов со стороны государства уже в ближайшем будущем. В отрасли есть необходимые управленческие кадры, обладающие высоким профессионализмом, стратегическим и комплексным пониманием проблем и задач, стоящих перед космической отраслью Украины, а также видением путей их решения.

– В последнее время в прессе много говорится о проблемах Южного машиностроительного завода. Каковы, на Ваш взгляд, причины сложившихся проблем и какие стратегические пути их решения Вы можете предложить?

– Это очень серьёзный вопрос. Сложилась ситуация, в которой главное производственное предприятие ракетно-космической отрасли Украины испытывает серьёзные проблемы экономического и организационного характера.

Мы более 60 лет самым тесным образом взаимосвязаны с Южным машиностроительным заводом, и все наши достижения – это, в первую очередь, результат эффективной совместной деятельности. Если говорить о серьёзном будущем, то оно невозможно без полноценно функционирующего ЮМЗ. Проблемы завода имеют природу более глубокую, чем простое объяснение – разрыв производственных отношений с Россией. Этот фактор действительно существует. Однако общие проблемы предприятия накапливались постепенно и создавали условия, в которых продукция завода стала с ценовой стороны неконкурентоспособной. Это первая и главная причина. Ситуация на ЮМЗ доведена до достаточно критического уровня, но мы настроены оптимистично. Считаем, что всё можно исправить при правильном управлении. Необходимо принять комплекс неотложных мер для стабилизации деятельности завода, и чем быстрее это произойдёт, тем лучше. Стабильность работы КБЮ и Южмаша чрезвычайно важна не только для наших двух предприятий. Будем говорить прямо: от нашей успешной совместной работы напрямую зависит судьба всей космической отрасли Украины.

Поэтому вместе с Южмашем мы разработали стратегию выхода из сложившегося критического положения и приступили к её реализации. Нами подписано Соглашение о принципах и механизмах взаимодействия по реализации антикризисных мер в обеспечение условий стабильного развития предприятий. На мой взгляд, в приоритете сегодня – снятие социальной напряженности в коллективе ЮМЗ, связанной с затянувшейся ситуацией по выплате задолженности по заработной плате. Однако выплата задолженности по зарплате – равно как и погашение задолженности по энергетике – очень важные, но, увы, не самые сложные из тех задач, которые нам совместно предстоит решить. Самое сложное – загрузить предприятие заказами и вернуться к пятидневной рабочей неделе, как минимум, с сегодняшним уровнем заработной платы. Ну а максимум – обеспечить единый уровень заработной платы в КБЮ и на Южмаше.

В подписанное Соглашение мы заложили необходимый механизм совместных действий. Главный элемент – Совет директоров КБЮ и ЮМЗ – коллегиальный орган, который координирует работу двух сторон по реализации программы достижения поставленных общих целей. Такой Совет мы создали, и он уже работает. Кроме того, мы создали рабочие группы, каждая из которых работает по своему направлению, а именно: административно-техническому, финансово-экономическому, маркетинга и сбыта, энергетики и структурных преобразований, социально-кадровому. Мы объединили наши усилия и совместно решаем вопросы наполнения производственного плана Южмаша заказами с целью дозагрузки его производственных мощностей, вопросы погашения задолженностей и другие. Создана также рабочая группа по подготовке проекта Закона по стабилизации деятельности ЮМЗ. При необходимости будем формировать дополнительные рабочие группы для решения конкретных вопросов.

Сегодня мы можем уже говорить о конкретных результатах наших совместных усилий: с Южмашем подписано несколько контрактов на разработку перспективных двигателей. На эти двигатели мы возлагаем большие надежды при реализации проекта создания семейства ракет-носителей «Маяк». В перспективе мы планируем предложить свои двигатели на американский рынок.

Благодаря такому взаимодействию ситуация на Южмаше улучшилась. Совместными усилиями на предприятии удалось снизить социальную напряжённость по заработной плате (погашена задолженность за май, июнь, июль, август и 50% за ноябрь), а также частично погасить задолжен-ность по электроэнергии, что в суммарном объёме составило 157,12 млн. грн.

Прекращение заказов на материальную часть по «Морскому старту» существенно повлияло на производственное и экономическое состояние Южмаша. Уже в течение полутора лет КБ “Южное” проводит активную работу по возвращению Sea Launch на рынок. Ещё рано делать выводы, но уже можно сказать, что забрезжил свет в конце туннеля – появилась надеж-да на возобновление работ по этой важной для КБЮ, Южмаша да и для всей Украины, программе.

– В прошлом главной задачей КБ «Южное» было обеспечение обороноспособности страны путем создания боевых стратегических ракетных комплексов. Какова сегодняшняя роль КБЮ в создании современных систем вооружения для нужд обороны страны?

– Сегодня актуальность современного ракетно-реактивного вооружения для обороны нашей страны совершенно очевидна. Исходя из нынешних финансовых реалий Украины наш подход в этом вопросе заключается в следующем.

В рамках действующих и планируемых иноконтрактов мы работаем сразу по нескольким направлениям этой тематики, создавая новые конкурентоспособные изделия. Затем в короткие сроки созданная за средства инозаказчика техника может быть адаптирована под требования украинских потребителей. Её производство может быть налажено в Украине с гораздо меньшими затратами.

Такой подход с опережающей разработкой военной техники для инозаказчика и одновременным созданием задела для Украины полностью поддерживается украинскими заказчиками и по ключевым вопросам все наши действия взаимосогласованы. На предприятии и во всей кооперации работы идут полным ходом. По ряду тем разработаны эскизные и технические проекты, проведена их защита, выпущена КД и по основным системам будущих изделий развернуты работы по созданию демонстраторов.

Надеемся, что в обозримом будущем мы получим полноценный госзаказ под национальные оборонные задачи.

Вышло ещё и так, что мы сегодня не имеем собственных технических средств для получения обзорной стратегической и тактической информации о состоянии территории Украины. И всё потому, что у нас на орбите нет ни одного спутника дистанционного зондирования земной поверхности. Мы приняли решение, поддержанное космическим агентством, о создании новой, более совершенной версии спутника ДЗЗ «Січ-2». КБ “Южное” с кооперацией осуществляет изготовление космического аппарата, а ГКАУ берёт на себя обеспечение пусковых услуг и создание наземной станции по приёму информации и управлению спутником, вместо той, которая в своё время была в Евпатории. Эта работа уже проводится.

Нам удалось организовать разработку современных средств ракетно-реактивного вооружения: комплекса ракет оперативно-тактического назначения, комплекса крылатых ракет различного вида базирования и ракетно-зенитного комплекса. Эти разработки могут обеспечить будущее ракетно-реактивное вооружение нашей армии. Очень важно, что это национальные средства, которые гарантируют политическую независимость государства. В этой связи сегодня как никогда важна государственная поддержка в виде реальных госзаказов на такую продукцию.

– Известно, что КБ «Южное», кроме разработки ракет-носителей для выведения космических аппаратов на орбиту, успешно разрабатывает и сами космические аппараты. В октябре прошлого года КБ космических аппаратов отметило свой полувековой юбилей. Над чем сейчас работают разработчики космических аппаратов?

– За полвека разработчики КА добились значительных успехов в научно-технических наработках. Причём многие из них стали пионерскими. Всего разработано семьдесят типов космических аппаратов различного назначения. Сдано в эксплуатацию 15 космических комплексов и систем.

Космические аппараты нашей разработки – от малых унифицированных до автоматических орбитальных станций и микроспутников последних поколений – позволили успешно проводить полномасштабные космические исследования в интересах науки, обороны и народного хозяйства, а также в интересах международного сотрудничества.

За годы независимости Украины запущено 28 аппаратов собственной разработки, в том числе пять по заказам ГКА Украины.

В рамках Общегосударственной целевой научно-технической программы Украины на 2013 – 2017 гг. проводятся работы по многим проектам.

Например, по теме «Січ-2-1» развернуты работы по созданию спутника дистанционного зондирования Земли среднего разрешения по инициативе и из средств КБ «Южное». В настоящее время ведётся изготовление узлов и приборов КА.

По теме «Іоносат-Мікросат-М» продолжены работы по созданию КА «Мікросат»: ведётся изготовление деталей и сборочных единиц для габаритно-динамического макета КА, лётных комплектов солнечных батарей, проводится наземная экспериментальная отработка аппаратуры полезной нагрузки.

По теме «Січ-2М» начаты работы по созданию КА ДЗЗ высокого разрешения.

Несмотря на малое финансирование этих тем, мы проводим работы по ним в основном за счёт собственных резервов. Это же касается и перспективных разработок.

Кроме разработки космических аппаратов традиционного назначения (ДЗЗ и научно-технологических) начаты работы по перспективным направлениям – геостационарному спутнику связи и КА для орбитального сервисного обслуживания. Результаты концептуального проекта по созданию платформы для геостационарных спутников подтверждают перспективность этого направления работ. Мы рассчитываем, что скоро приступим к практическому созданию геостационарного космического аппарата для Украины.

Работа над концептуальным проектом по созданию многоцелевого транспортного космического модуля для орбитального сервисного обслуживания показала нам, что это направление является многообещающим. Его дальнейшее развитие позволит КБ «Южное» выйти на мировой рынок с новым инновационным продуктом.

Общемировые тенденции по миниатюризации техники не обошли стороной и космическое направление. Начаты работы над техническим проектом двадцатикилограммовой платформы YuzhSat, которая обеспечит размещение и функционирование полезной нагрузки для проведения научно-технологических экспериментов на орбите.

Успешно выполнен концептуальный проект «Орбитальный космический самолёт». Мы ориентируемся на продолжение работ по созданию многоразового космического корабля.

Выполнен значительный объём работ по созданию двигателей малой тяги для космических аппаратов. Выпущены материалы эскизного проекта по аммиачной двигательной установке, завершается изготовление демонстрационного образца.

– В СМИ появилась информация о денонсации проекта «Циклон-4». Какова его дальнейшая судьба?

– Украинско-бразильский проект «Циклон-4» формально остановлен. Бразильская сторона официально проинформировала Украину о том, что в одностороннем порядке выходит из проекта. Для бразильской космической отрасли это, безусловно, шаг назад, так как Бразилия, покинув проект, многое теряет как в техническом, так и в политико-экономическом плане. Тем не менее проект «Циклон-4» дал очень многое для нашей космической промышленности, и даже потеря партнёрских отношений с российскими предприятиями, с последствиями которой мы столкнулись при реализации проекта, позволили нам существенно продвинуться вперёд в разработке нашей космической техники. Так, благодаря или, может быть, вопреки этим препятствиям мы освоили гироскопию. Сегодня мы в состоянии самостоятельно создавать наземную инфраструктуру для космодромов, что раньше находилось в зоне ответственности российских предприятий.

Руководство ГКАУ приняло наше предложение завершить наземную экспериментальную отработку узлов, агрегатов и систем РКН “Циклон-4” в полном объёме и обеспечить готовность и изготовление первого опытного образца ракеты-носителя. На данный момент разработка “Циклона-4” КБ “Южное” и предприятиями кооперации практически завершена, продолжаются финальные работы по наземной экспериментальной отработке опытных конструкций и изготовлению ракеты-носителя “Циклон-4” №1Л.

С целью максимального использования научно-технического задела и узлов, полученных во время создания ракеты-носителя “Циклон-4”, нами проводятся работы по повышению энергетических характеристик, использованию альтернативных компонентов ракетного топлива, использованию третьей ступени и головного блока ракеты-носителя “Циклон-4” при создании ракет-носителей других типов.

В настоящее время ГКАУ, которое в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины осуществляло координацию работ по проекту в целом и контролировало расходование финансовых ресурсов всей украинской кооперации, совместно с МИДом Украины прорабатывает вопросы предъявления бразильской стороне финансовых претензий в результате денонсации Бразилией международного договора.

Безусловно, несмотря на материальные и потенциальные имиджевые потери от сворачивания проекта, мы приобрели большой опыт международного сотрудничества и уверенность в реальной способности создавать ракетно-космическую технику в Украине в замкнутом цикле.

Мы будем искать новых партнеров, рассматривать новые места для космодромов, совершенствовать и модернизировать ракету-носитель, наземный испытательно-пусковой комплекс.

– Как Вы относитесь к Европейской интеграции в космосе и как развиваются отношения с США в этой сфере?

– Нет сомнений, что в космической сфере Украине необходимо сближаться с Европой. Однако это должен быть выверенный и взвешенный процесс. В Европе существует ряд особенностей организации космической деятельности, которые мы должны учитывать. Распределение средств Европейского космического агентства (ЕКА), как главного государственного заказчика космической продукции и услуг, строится на так называемом принципе географического возврата. Данный принцип подразумевает, что заказы по европейским космическим программам и проектам распределяются пропорционально членским взносам среди стран-участников ЕКА. Но, к сожалению, сегодня даже минимальный взнос членов ЕКА намного превышает бюджет всей Общегосударственной космической программы Украины, и мы не имеем реальной возможности идти по такому пути. Украинские предприятия космической отрасли были бы рады бюджетному финансированию в таких объёмах в рамках государственной космической программы для решения наших национальных задач.

Но европейская интеграция в космической сфере – это, безусловно, тот путь, которым Украине нужно идти, и который гармонично вписывается в общую политику нашего государства, направленную на интеграцию в общеевропейское экономическое пространство. Мы отдаём себе отчёт, что это долгий и кропотливый путь, поэтому быстрых результатов ожидать не стоит. Однако мы прилагаем все усилия для укрепления нашего взаимодействия с европейскими партнерами. Уже 12 лет в Брюсселе успешно функционирует представительство КБ «Южное», которое стало нашим первым зарубежным представительством.

Стратегическим направлением развития бизнеса для нашего предприятия является углубление сотрудничества с американскими партнерами. Мы уже давно и тесно работаем с ними в рамках масштабных проектов, таких как «Антарес», в рамках которого мы разрабатываем, а ЮМЗ изготавливает и поставляет основную конструкцию первой ступени ракеты-носителя. Её запуск осуществляет американская корпорация Orbital ATK с космодрома на острове Уоллопс. Понимая, что потенциал предприятия востребован на американском рынке, мы предпринимаем все необходимые шаги для его более полной реализации. Сформирован и уже реализуется план конкретных действий, позволяющий существенно расширить присутствие нашего предприятия на американском рынке, расширить портфель заказов и объём совместных проектов.

Мы видим широкие перспективы сотрудничества в области создания ракетных двигателей различного класса. Сегодня работаем над рядом новых проектов, которые, уверен, будут представлять большой интерес как для промышленных американских партнеров, так и для представителей финансово-инвестиционных кругов США.

– Что в КБ «Южное» сегодня делается на перспективу?

– При проектировании и создании ракетно-космической техники всегда учитывается возможность её последующей модернизации. Такой принцип предусматривает оптимизацию и улучшение характеристик на всех этапах эксплуатации РКТ. Сегодня этот подход приобрел для предприятия масштабный характер. Мы работаем над созданием ракет-носителей малого класса, которые по своим технико-экономическим характеристикам смогут успешно конкурировать на международном рынке. Предприятие разрабатывает перспективное семейство РН «Маяк», основанное на современных технических подходах. Оно включает ракеты-носители малого, среднего и тяжёлого классов. Также ведется разработка современной системы управления для ракет-носителей. Мы работаем над новыми, более оптимальными конструкциями баков РН. Перед предприятием стоит задача – перейти на двигатели собственной разработки. Планируем отказаться от штамповки, внедряем современные виды сварки, технологию ротационной вытяжки, изучаем пути внедрения новых материалов и сплавов в производство национальной ракетно-космической продукции. Главная наша цель, преследуемая при реализации всех перспективных работ, – это получение высоких характеристик изделий при их низкой себестоимости с сохранением высокого уровня надёжности.

Первоочередными задачами, которые стоят перед ракетно-космической отраслью и, в частности, перед ГП КБЮ и ГП ПО ЮМЗ, являются повышение уровня конкурентоспособности национальной ракетно-космической продукции, ускорение процесса разработок и испытаний перспективных изделий с целью своевременного и качественного выполнения национальных заданий, текущих и перспективных иноконтрактов, внедрение новейших подходов и конструктивных решений в процесс создания современных образцов ракетно-космической техники, а также заполнение разрывов в сложных современных технических процессах изготовления ракетно-космической техники, в том числе путём оптимизации межцеховой кооперации. Для решения вышеуказанных задач, обеспечения устранения разрывов в технологической цепочке процесса производства на Южмаше, отработки и дальнейшей передачи заводу новейших технологий производства РКТ КБ «Южное» в настоящий момент приступило к созданию опытно-производственного комплекса, организация которого продиктована необходимостью внедрения новых технологий и материалов в конструкции ракет-носителей, космических аппаратов и других образцов ракетно-космической техники. Таким образом, опытное производство должно упростить, ускорить и удешевить процесс внедрения новых технических решений и подходов на Южмаше при производстве ракетно-космической техники.

В итоге, опытное производство будет интегрироваться в серийное на принципах межцеховой кооперации, тем самым дополняя производственный потенциал завода и расширяя номенклатуру его продукции.

– Вы упомянули о планах ряда стран возобновить экспедиции на Луну и создать там космическую базу. Планирует ли КБЮ участвовать в этом амбициозном проекте?

– Не так давно КБ «Южное» поставило перед собой кардинально новую задачу. Мы рассматриваем возможность создания лунной базы как опорного пункта для изучения Луны и освоения планет Солнечной системы. Можно говорить об экспериментальном лунном поселении. И это ещё не всё. Возможно даже создание сервисного «хаба» (от англ. Hub – узловой центр) для межпланетных миссий и миссий по исследованию дальнего космоса. Специалисты КБ готовят концептуальный проект, который будет содержать основные этапы и ключевые мероприятия по реализации этой амбициозной идеи. Уже сегодня, исходя из недавних выступлений руководства космических агентств Германии, Франции и США, понятно, что предприятием поставлена правильная цель, к которой можно уверенно двигаться при поддержке международного космического сообщества. Безусловно, собственными силами Украине эту задачу не реализовать, однако у нас есть все необходимые знания и технологии для того, чтобы выступить одним из лидеров в объединении усилий ключевых космических государств по реализации сложной, но необходимой для всего человечества задачи – освоение космического пространства.

– Александр Викторович, в 2015 году Вы были избраны действительным членом Национальной академии наук Украины. Как это связано с уровнем научно-технического потенциала КБЮ и какова сегодня роль НАН Украины в перспективных разработках КБ «Южное»?

– Моё избрание действительным членом Национальной академии наук Украины – большая честь для меня и определённое признание научной деятельности КБЮ и имеет совершенно прагматичные истоки. Мы в силу разных причин кардинально изменили уровень взаимодействия КБЮ с организациями и институтами Академии наук. Сегодня это очень продуктивное сотрудничество, дающее хороший результат. В 2012 году было подписано Генеральное соглашение с Академией наук и утверждён перспективный план работы, который содержит около сотни тем. Вот уже четвёртый год всё работает как часы. Здесь совершенно понятная мотивация обеих сторон. Мы хотим получить современные научные результаты для создания на их основе передовых и конкурентоспособных технических решений, учёные – внедрить свои достижения в реальные разработки. Это очень интересное, взаимовыгодное и продуктивное взаимодействие. Я очень благодарен президенту НАН Украины Борису Евгеньевичу Патону, поддержавшему наши предложения и внёсшему в это дело свои энергию, опыт и интеллект.

– На Международном астронавтическом конгрессе, состоявшемся в октябре в Иерусалиме, Вы избраны вице-президентом Международной астронавтической федерации и Вам доверен один из самых важных «портфелей» МАФ – связи с промышленностью. Что даёт КБ «Южное» и ракетно-космической отрасли Украины взаимодействие с международными научными организациями?

– Поскольку мы работаем на международном рынке, мы общаемся и с международными научными организациями. Это, в первую очередь, Международная федерация астронавтики, Международная академия астронавтики и многие другие организации и институты, координирующие, анализирующие и интегрирующие результаты работы в космической сфере. С одной стороны, это элитарный клуб, а с другой, – профессиональный «котёл», участие в работе которого даёт возможность быть правильно сориентированными на рынке и принимать правильные решения в каждом конкретном случае. Трудно переоценить приобретаемый опыт и место, где можно познакомиться со многими игроками на международном рынке, понять, где и кто может быть в нас заинтересован. Ну и, безусловно, сам факт того, что Украина представлена в руководстве такой знаменитой и уважаемой во всем космическом мире организации, как Международная астронавтическая федерация, является признанием достижений и научно-технического потенциала нашей страны в космосе, а также большим имиджевым фактором для государства на мировой космической арене.

– Как решаются социальные вопросы на предприятии?

– Для нас руководящий принцип: главное наше достояние – это наши люди, их интеллектуальный потенциал. Забота о работниках предприятия является основным приоритетом.

У нас уровень средней заработной платы – один из самых высоких в Украине. Мы, наверное, единственное предприятие в Украине, которое строит жильё для своих работников. Сейчас сдаём 10-этажный жилой дом на 118 квартир и уже заложили фундамент под строительство следующего дома. Работники предприятия имеют возможность отдохнуть в двух наших пансионатах – «Лесном» на реке Самара и «Соколе» на Азовском море. Наши дети и внуки летом набираются сил в оздоровительном лагере «Звёздный».

Мы постоянно заботимся о нашем молодом поколении, которому предстоит продолжать развивать нашу космическую отрасль. Из всех работающих на предприятии сейчас 37% составляют молодые работники в возрасте до 35 лет, а средний возраст работающих составляет 44,6 лет.

В заключение хочу сказать, что благодаря активной целенаправленной деятельности КБ “Южное” как головного предприятия отрасли и нашему многоплановому участию в международных проектах Украина сегодня занимает твёрдые позиции среди передовых космических государств мира.

Наши ракетно-космические комплексы, технологии, опыт, продукция и услуги признаны во всем мире и востребованы на международном рынке. Мы с уверенностью смотрим в будущее, понимая все рыночные возможности и перспективы, которые перед нами могут открыться при взвешенном, системном подходе к сохранению и повышению уровня технологичности, надежности, ценовой конкурентоспособности нашей космической продукции и посильной государственной поддержке.

Беседовал Анатолий КАРМАНОВ

d8

d4

d5

d3

d7

d9

КБ “Южное” в цифрах

По отчётным данным за 2011-2015 гг. динамику развития предприятия характеризуют следующие показатели:

Объём выполненных работ – 4 629,1 млн. грн. (рост в 2,9 раза, с 524,5 млн. грн. в 2011 году до 1 535,6 млн. грн. в 2015 году).

Объём реализации – 3 692,9 млн. грн. (рост в 1,97 раза, с 523,6 млн. грн. в 2011 году до 1 029,3 млн. грн. в 2015 году).

Объём финансирования украинских предприятий и организаций по заказам ГП «КБ «Южное» – 3 054,3 млн. грн.

Объём средств, перечисленных в бюджет и государственные целевые фонды с 2011 по 2015 год – 1 074,6 млн. грн.

Объём средств, полученных из госбюджета с 2011 по 2015 год – 100 млн. грн.

Рост среднемесячной заработной платы в 2,3 раза – с 3 368 грн. в 2011 году до 7 841 грн. в 2015 году.

Рост численности штатных работников с 4640 чел. в 2011 году до 5122 чел. в 2015 году, в том числе молодых работников до 35 лет – с 1625 чел. до 1932 чел.

Средний возраст работающих: в 2011 году – 46,6 лет, в 2015 – 44,6.

Підписуйтесь на нас в Telegram: тут найцікавіші аерокосмічні новини!

Поділитися новиною:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.